МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет средствами художественной и православной литературы

Елена Вершинина
Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет средствами художественной и православной литературы

На базе нашего ДОУ открыт ресурсный центр духовно-нравственного воспитания. И это очень своевременно, так как общая нестабильная обстановка 90-х-2000-х, переход от коммунистической идеологии к либеральной дают о себе знать сейчас, когда поколение 90-х выросло и стало воспитывать собственных детей. Современная образовательная стратегия развития воспитания в Российской Федерации направлена на «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Задача ООП ДОУ: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет средствами художественной и православной литературы» размещена в разделах

Мы долго думали, каким образом организовать работу центра и пришли к выводу, что необходимо взаимодействие как с детьми, так и с их родителями. Если в семье не заинтересованы в духовном росте ребёнка, все усилия детского сада будут бесплодны. Мы спросили согласия родителей на участие их детей в православных праздниках, слушание литературных произведений как светского и православного характера и т. д. Получив согласие, разработали системный план взаимодействия с детьми, семьёй и социумом. В плане отразили направления : нравственность, патриотизм, народные и православные праздники, волонтёрство. Принцип планирования – тематический, в соответствии с календарём. Вести данную работу мы решили в форме клуба, отводя для этого еженедельно время в режиме дня (во временные отрезки, отведённые на самостоятельную детскую деятельность). Клуб как форма организации досуга дошкольников способствует их всестороннему развитию и воспитанию. Клубы предлагают разнообразные виды деятельности для воспитанников, позволяют выявлять и развивать их индивидуальные способности. Формы взаимодействия в клубе используем разнообразные (праздники, выставки, библиовстречи, акции, творческие мастерские, «Книжкины минутки»).

Сегодня расскажу об использовании книги в клубе духовно-нравственного воспитания «Родничок». Мы считаем, что лучшая помощница педагога в деле воспитания Человека - хорошая детская книга. «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. А. Сухомлинский.

Мы составили перечень литературы по теме для ознакомления с ней воспитанников. В список вошли произведения А. Толстого, Драгунского, Афанасьева, Круглова, Андерсена, русского устного народного творчества. Опирались при этом на сайт «Библиотеки православного мира» https://lib.pravmir.ru/library/cat/1500 В процессе работы по восприятию чтения учитывали календарные события и праздники. Так, в рождественские дни читали «В канун Сочельника» Александра Круглова, «Детство Никиты» Алексея Толстого. А в дни освобождения Ленинграда от фашистов – рассказ Т. Александровой «Ленинградцы».

Книги читали в помещениях групп, обсуждали, дети высказывали своё отношение к событиям и поступкам героев. Также педагоги знакомили детей с экспозицией ресурсного центра и там читали представленные на выставке книги.

Рабочая программа воспитания нашего детского сада предполагает, что дети старших и подготовительных групп знакомятся с волонтёрским движением, узнают об их делах, и сами совершают добрые дела.

Волонтерство- это безвозмездная помощь, в результате которой человек получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения. Кому мы можем помочь? Конечно, малышам. Общаясь и помогая младшим дошколятам отремонтировать книги, учиться бережному отношению к ним, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению более сложных задач нравственного содержания, поскольку целью волонтёрской деятельности в нашем ДОУ является развитие духовно — нравственных качеств личности дошкольников.

В условиях ограничительных мероприятий личные встречи воспитанников затруднительны, но, например, с помощью видеомоста воспитанники старших групп узнали о проблеме малышей – потрепавшихся книгах. Старшие товарищи с удовольствием подарили книгам малышей из групп «Птичка», «Ягодка», «Цветочек» вторую жизнь, объяснили, как с ними следует обращаться, вручили изготовленный ими собственноручно алгоритм работы с книгой.

Конечно, в духовно-нравственном воспитании велика роль семьи, семейных ценностей. Без участия семьи в этой нелёгкой работе все усилия детского сада бессмысленны. Взаимодействие с семьёй проводится в разных формах. Это аудио-лекции для родителей о семейном воспитании от Влады Воскресенской, Алексея Осипова, которые проводим в День семьи.

Родители активно отзываются на просьбу о помощи в организации выставок «Рождественское чудо», «Золотые купола». Они устраивают творческие и познавательные мастер-классы, в данное время онлайн. Организуем совместные праздники: День семьи, любви и верности на улице, онлайн-мероприятие «Моя любимая детская книжка». Семейные проекты по замечательным книгам представляют собой ширмы с загадками, рисунками, иллюстрациями, играми.

Расскажу подробнее о такой форме взаимодействия, как совместное чтение вслух хорошей литературы дома, что необыкновенно объединяет семью. О пользе такого занятия много говорит профессор Алексей Осипов. Важным итогом подобного чтения является создание буктрейлеров – видеороликов по впечатлениям от прочитанной в семье книги. Трейлеры выступают в качестве своеобразной рекламы детских книг с высоким нравственным и художественным содержанием. Их ценность заключается в том, что ролики мотивируют не просто к прочтению конкретной книги, а совместному времяпровождению детей и взрослых, выражению собственного отношения к прочитанному. Родителями совместно с детьми были созданы буктрейлеры на книги «Цветик-семицветик», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Зёрнышки», «Золушка» и другие.

Сейчас подборка авторских буктрейлеров показывается в подготовительных группах для детей и их родителей. В перспективе мы хотим создать коллекцию буктрейлеров для детей каждого дошкольного возраста.

Помочь понять ребёнку нравственный смысл книги, сформировать собственное отношение к поступкам, событиям и явлениям окружающей жизни нам помогают наши социальные партнёры. Долгосрочный социокультурный проект взаимодействия нашего МБДОУ с центром семейного чтения «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с книгой» ставит целью привлечение ребёнка 6-7 лет к библиотеке, побуждение к совершению добрых поступков, воспитание хорошего читательского вкуса. Составлен договор о взаимном сотрудничестве, а также план работы по данной тематике на год, где определена перспектива встреч детей подготовительных групп с библиотекарем. Онлайн-встречи с библиотекарем, попытки детей представить себя на месте героев произведения заставляют их эмоционально пережить ситуацию, почувствовать ответственность за моральный выбор, повышают интерес к книге. Особый интерес у детей подготовительных групп вызвали библиотечные встречи «Рождество Христово», «Семья – это семь я», «Сказка ложь, да в ней намёк», «Защитники земли русской». Формы библиовстреч разнообразны: викторина, рассказ-презентация, интерактивная беседа.

У нас есть трудности организационно-методического характера при реализации задач ресурсного центра. Несмотря на то, что 8 наших педагогов обучились на курсах повышения квалификации при Духовной Семинарии, в целом опыта ведения такой работы ещё недостаточно. Наши воспитатели подготовительных групп с согласия директора воскресной школы начали посещать дошкольные занятия в православном центре с целью получения специфичного образовательного опыта.

В перспективе мы планируем дополнять и обновлять экспозицию нашего ресурсного центра, продолжить образование педагогов на базе Духовной семинарии, привлечь большинство родителей не просто к согласию, а к совместной деятельности. В наших планах также внедрение дополнительной общеразвивающей программы духовно-нравственного воспитания детей 6-7 лет с тем же названием «Мишкины книжки».

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет средствами художественной и православной литературы
Опубликовано: 13 марта 2023 в 16:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД