Папки-передвижки

Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников

Алтынай Каракаева
Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников

Тема : «Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников»

Номинация «Статья»

ФИО автора, должность:

Каракаева Алтынай Насиповна – воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Елочка»

Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников

Публикация «Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников» размещена в разделах

Целью статьи послужила актуальная тема духовно-нравственного воспитания в современном обществе, формирование нравственных качеств личности подрастающего поколения, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

В настоящее время тема духовно-нравственного развития стоит на первом месте. Некоторые современные семьи потеряли ту духовную ниточку, которая связывает поколения между собой. Ведь не для кого ни секрет, что современные родители очень мало уделяют детям время для беседы, совместного времяпрепровождения. В силу своей занятости, загруженности на работе, приходя домой, вместо того, чтобы поговорить с детьми, почитать им сказки, даже просто посидеть рядом, родители дают детям гаджеты. Сами порой не знают, что смотрят их дети в интернете.

Давайте вспомним поколение наших бабушек. Они тоже были загружены работой, но им хватало сил и времени пообщаться с детьми, рассказать притчи, сказки, поделиться своими семейными секретами, семейными традициями. А что такое семейные традиции? Это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, уклады в семье, правила поведения. Разные семьи строятся в соответствии с типами образцов, которые осуществляются каждым новым поколением семей и помогают при создании новой семьи: ведение домашнего хозяйства, родительские отношения, супружеские обязанности, проведение совместных досугов и т. д. А поскольку и семья и ее ценности представляют собой порождение культуры, то и любой образец духовной и материальной деятельности будет служить примером, основой для возникновения традиций в семье. Конечно мы не можем утверждать, все традиции, заложенные в семьях наших предков дошли до наших дней и широко применяются и имеют место быть в наших современных семьях. Но все таки неизменным в человеческом обществе должны оставаться такие духовно-нравственные ценности, как любовь, сострадание, доброта, взаимопонимание, забота о ближнем, готовность прийти на помощь.

В настоящее время изучаются традиции, которые складывались веками в отечественных семьях.

Некоторые были признаны безыдейными и устаревшими. Например традиции семейного чтения, пения, рукоделия, коллекционирования, составления генеалогического древа и т. д Но мы можем с уверенностью утверждать, что некоторые из традиции начинают возрождаться.

Так в некоторых современным семьях появился интерес к своей родословной. Взрослые члены семьи с удовольствием посещают места своих предков, интересуются бытом и обычаями тех времен и приучают к этому своих детей, тем самым возрождая связь поколений.

В нашем детском саду проводятся мероприятия для формирования духовно-нравственного воспитания семей дошкольников, где педагоги помогают молодым семьям вспомнить семейные традиции и обряды прошлого поколения, предлагают принять участие в тренингах, беседах, играх. Приглашаются бабушки, которые делятся своими секретами ведения домашнего хозяйства, семейными укладами, обычаями и т. д.

Для формирования духовно-нравственного воспитания семей дошкольников нами был разработан краткосрочный проект на тему «Я и моя семья»

Актуальность: Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед, мы выяснили, что большинство детей почти ничего не знает о своих бабушках и дедушках, кроме имени. Также не имеют о семейных традициях. Эта информация подтолкнула нас к тому, что нами был создан проект «Я и моя семья»

Участники проекта: дети и родители старшего дошкольного возраста, педагоги

Цель проекта:

Расширение представлений о семье и семейных традициях.

Задачи:

1. Формировать представление о родственных отношениях, о семейных традициях и праздниках.

2. Воспитывать интерес к своей родословной.

3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности

Результаты проекта:

Дети:

Узнали прошлое своей семьи, пополнили словарный запас (традиция, обряд и т. д, приобрели представления об общечеловеческих ценностях, научились проявлять уважение к своим родителям,членам семьи, у них развито чувство гордости за свою семью, дети могут составить рассказ о своей семье,знают прошлое своей семьи.

Родители:

Приобрели знания о семейных народных традициях, укрепили межсемейные связи, научились хранить и чтить свои семейные традиции, вспомнили своих предков, научились исполнять народные песни.

Формы реализации проекта :

Беседа «Моя семья», «Праздники», чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка», пословицы и поговорки о семье, импровизация сценки «Русская изба», тренинг для родителей «Тепло родного очага», разучивание песни «Моя семья» Е. Курячий, подвижная игра «Кувшин доброты», физкультминутка «Семья»

Проект проходил в три этапа.

На первом этапе педагоги провели беседу с родителями и детьми на тему «Семья и семейные традиции» и исходя из информации стали подбирать формы работы.

Второй этап включил в себя использование разных форм взаимодействия с участниками проекта: чтение литературы, чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка», пословицы и поговорки о семье, импровизация сценки «Русская изба», физкультминутка «Семья».

На третьем этапе педагоги предложили семьям поучаствовать в мероприятии «Я и моя семья», где использовались игры, разучивание закличек, песни «Моя семья» Е. Курячий, подвижная игра «Кувшин доброты», тренинг «Тепло родного очага» и творческое задание, которое делали родители вместе с детьми. Памятки «Кодекс истинного родителя»

В конце мероприятия родителям предложено было домашнее творческое задание «Семейное древо».

Продукты проекта (Приложение 1) :

Выставка рисунков «Моя семья»

Мини-музей «Моя родословная»

Литература:

1. Скуридина Ю. Если не рассказывать сказки… семейное чтение как духовное развитие ребенка. // Библиополе. – 2007.- № 11

2. 1. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М. : Творческий Центр. 2011 г.

3. 2. Микляева Н. В. «Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия».- М. : Творческий Центр. 2010 г.

Таким образом, семейные традиции – это основной фактор социально-культурных и духовно-нравственных ценностей, что необходимо для наших будущих поколений. Родители являются образцом семейного уклада и обычаев, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Семейные традиции многофункциональны и насыщены эмоционально, благодаря чему духовно-нравственное развитие ребенка будет проходить более успешно.

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций»Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Стенгазета «Семейные традиции»Стенгазета «Семейные традиции» Работа над проектом "Чай пьёшь до ста лет проживёшь" включала в себя не только работу с детьми (просмотр презентаций;подбор наглядно-иллюстративного.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2020 в 09:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейные традиции как фактор формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алтынай Каракаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД