МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки» для детей 3–4 лет

Полковникова Яна Александровна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки» для детей 3–4 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Почемучки»

Адресат программы : воспитанники 3-4 лет

Срок реализации программы : 7 месяцев

Разработчик программы :

Полковникова Я. А. - воспитатель первой категории

Содержание

Паспорт программы….. 3

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы :

Пояснительная записка….….…. 5

Содержание программы….…. …. …. 9

Учебно - тематический план….…. 9

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Почемучки“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Содержание программы …. 10

Планируемые результаты….…13

Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график….…. ….13

Условия реализации программы….….…. 14

Формы аттестации….….….…. 14

Оценочные материалы….….….…. 14

Материально-техническая база….…. 15

Иные компоненты:

Список литературы….…. …. ….…16

Паспорт программы

Наименование Программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки»

Авторы-составители программы Полковникова Я. А. – воспитатель

Направленность программы Естественнонаучная

Уровень освоения содержания программы Стартовый

Цель программы Обучение детей наблюдательности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, познавательной активности и интереса в процессе экспериментирования.

Задачи программы

1. Образовательные:

учить детей проводить элементарные и доступные опыты, эксперименты;

учить строить гипотезы, искать ответы на вопросы;

учить делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности;

расширять представления о физических свойствах предметов.

2. Развивающие:

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных экспериментов, наблюдений и опытов;

развивать познавательные умения: анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия;

развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самоконтроль своих действий.

3. Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к окружающему миру;

воспитывать навыки самостоятельности;

воспитывать навыки взаимопомощи.

Возраст воспитанников 3-4 года

Год разработки и корректировки программы 2022

Срок реализации программы 03.10.2022-28.04.2023

Планируемые результаты После реализации программы ребенок :

умеет опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму);

умеет опытным путем доказывать свойства воздуха;

умеет опытным путем доказывать свойства песка;

умеет опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

умеет делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

владеет разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Нормативно-правовое обеспечение разработки, утверждения программы Приказ № 113 от 30.08.2021г «Об утверждении локальных актов»

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.

Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».

Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области

Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования;

Постановление администрации города Новокузнецка от 24 июля 2019 года №130 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории Новокузнецкого городского округа и определении уполномоченного органа по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Новокузнецкого городского округа»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;

Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Направленность программы

Программа направлена на познавательное развитие детей и предполагает развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации, формирование первичных представлений о свойствах воды, песка, воздуха, стекла, пластмассы и других материалов.

Уровень освоения содержания программы : стартовый.

Актуальность

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Большую роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Отличительные особенности программы заключается в более эффективном развитии детей через элементарное экспериментирование посредством организации предметно-развивающей среды в формате мини-школы, позволяющей ребенку как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами познавать мир и получать новые знания.

Адресат программы : данная Программа рассчитана на детей в возрасте – 3-5 лет. Набор в объединение осуществляется по принципу добровольности, без отбора и предъявления требований к наличию у них специальных умений.

Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п) свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Дети 4-5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как - мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Объем и срок освоения программы : 28 часов, 7 месяцев с 03.10.2022-28.04.2023

Формы обучения и формы организации обучения: очное; экскурсия, занятие-игра.

Режим занятий: подгрупповые занятия продолжительность 15 минут для детей 3-4 лет, 20 минут для 4-5 лет.

Цель программы : развитие у детей наблюдательности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, познавательной активности и интереса в процессе экспериментирования.

Задачи программы

1. Образовательные:

учить детей проводить элементарные и доступные опыты, эксперименты;

учить строить гипотезы, искать ответы на вопросы;

учить делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности;

расширять представления о физических свойствах предметов.

2. Развивающие:

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных экспериментов, наблюдений и опытов;

развивать познавательные умения: анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия;

развивать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самоконтроль своих действий.

3. Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к окружающему миру;

воспитывать навыки самостоятельности;

воспитывать навыки взаимопомощи.

Содержание программы

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Количество часов

Всего Теоретических занятий Практических занятий

1 Познавательное занятие «Здравствую, интересный мир!» 1 1

2 «Свойства сухого песка» 1 0,5 0,5

3 «Свойства мокрого песка» 1 0,5 0,5

4 «Чьи следы?» 1 1

5 «Прозрачная вода. Вода принимает форму» 1 0,5 0,5

6 «Цветная вода. Вода меняет цвет» 1 1

7 «Какие предметы могут плавать» 1 0,5 0,5

8 «Как вода гулять отправилась» 1 0,5 0,5

9 «Можно ли менять форму камня и глины?» 1 0,5 0,5

10 «У воды нет вкуса и запаха» 1 1

11 «Приключения Песчинки и Сахара» 1 0,5 0,5

12 «Освобождение бусинок из ледяного плена» 1 0,5 0,5

13 «Почему растаяла Снегурочка 1 0,5 0,5

14 «Ловись, рыбка и мала и велика» 1 0,5 0,5

15 «Воздух повсюду» 1 0,5 0,5

16 «Путешествие на воздушном шарике» 1 0,5 0,5

17 «Путешествие в мир стеклянных вещей» 1 0,5 0,5

18 «Бумага, ее качества и свойства» 1 0,5 0,5

19 «Огород на подоконнике» 1 0,5 0,5

20 «В мире пластмассы» 1 0,5 0,5

21 «Фокусы с магнитом» 1 0,5 0,5

22 «Игры с соломинкой» 1 0,5 0,5

23 «Волшебное сито» 1 0,5 0,5

24 «Почему всё звучит 1 0,5 0,5

25 «Делаем мыльные пузыри» 1 0,5 0,5

26 «Играем с красками» 1 0,5 0,5

27 «Язычок –наш помощник» 1 0,5 0,5

28 Познавательный досуг «Мы все знаем» 1 1

Итого часов: 28 12,5 15,5

Содержание программы

№ п/п Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть

1 Вводное занятие «Здравствую, интересный мир!» Создать условия для проведения опытов и экспериментов.

Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов и экспериментов.

2 «Свойства сухого песка» Познакомить детей со свойствами сухого песка Опыты с сухим песком

3 «Свойства мокрого песка» Познакомить детей со свойствами мокрого песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Опыты с мокрым песком

4 «Чьи следы?» Дать детям представления о свойствах земли (рыхлая, мягкая – на ней могут оставаться отпечатки следов; твёрдая.) Опыты с землей

5 «Прозрачная вода. Вода принимает форму» Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита. Эксперименты с водой

6 «Цветная вода. Вода меняет цвет» Эксперименты с водой. Выявить свойства воды: принимает цвет красителя.

7 «Какие предметы могут плавать» Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Эксперименты с водой, камнем и резиновым мячом

8 «Как вода гулять отправилась» Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Эксперименты с водой

9 «Можно ли менять форму камня и глины?» Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части. Эксперименты с глиной и камнем

10 «У воды нет вкуса и запаха» Опыты с водой. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаха.

11 «Приключения Песчинки и Сахара» Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Опыт с водой, песком и сахаром

12 «Освобождение бусинок из ледяного плена» Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная). Эксперименты с водой в твёрдом состоянии

13 «Почему растаяла Снегурочка Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Опыты со снегом, льдом и водой

14 «Ловись, рыбка и мала и велика» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Эксперименты с магнитом

15 «Воздух повсюду» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость. Эксперименты с воздухом

16 «Путешествие на воздушном шарике» Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования. Эксперименты с воздушным шаром

17 «Путешествие в мир стеклянных вещей» Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Знакомство с предметами из стекла

18 «Бумага, ее качества и свойства»

Формировать умение узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает). Опыты с бумагой

19 «Огород на подоконнике» Расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. Эксперименты с землёй, водой, теплом и светом

20 «В мире пластмассы» Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная) .Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. Эксперименты с предметами из пластмассы

21 «Фокусы с магнитом» Выделить предметы, взаимодействующие с магнитами. Эксперименты с магнитом

22 «Игры с соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его. Эксперименты с воздухом

23 «Волшебное сито» Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Эксперименты с природными материалами при помощи сита

24 «Почему всё звучит Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Эксперименты с предметами, издаваемые звук

25 «Делаем мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку. Эксперименты с водой и жидким мылом

26 «Играем с красками» Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании) Эксперименты с водой и красками

27 «Язычок –наш помощник» Познакомить детей со способом определения пищи на вкус не глядя на нее. Дегустация фруктов

(язык — определять вкус)

28 Итоговое занятие «Мы все знаем» Обобщить изученное и закрепить знания правил безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Планируемые результаты

Умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму);

умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

умение опытным путем доказывать свойства песка;

умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

расширение знаний об увеличительных приборах;

умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарно - учебный график

Год обучения Объем учебных часов Всего

учебных недель Количество учебных дней Режим

работы

1 28 28 28 1 раз в неделю

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в групповом помещении. Группа № 2 находится на втором этаже здания ДОУ, площадь помещения – 53,7 кв. м.

Перечень оборудования, необходимых для реализации программы :

• столы,

• стулья по количеству детей,

• мольберт,

• подборка мультфильмов,

• ноутбук,

различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

• гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;

медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

• мука, соль, сода, свечи, фонарики.

Информационное обеспечение:

1. Наличие фотоаппарата для подготовки фотоотчетов

2. Наличие доступа к Интернет-ресурсам для подготовки материалов

Кадровое обеспечение: Полковникова Я. А., воспитатель, стаж работы в должности – 3 года.

Формы аттестации: познавательный досуг

Оценочные материалы

Лист наблюдений

Лист наблюдений

№ п/п Фамилия, имя ребенка Знает некоторые материалы (песок, земля, бумага, ткань, дерево и др.) Знает назначение этих материалов. Знает некоторые свойства вещества (твердость, мягкость, текучесть, плавучесть, растворимость) Имеет представление об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение) Имеет представление о некоторых факторах среды (свет, темп. воздуха, вода –её различные состояния)

н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г. н. г. к. г

1

2

3

Методические материалы

Форма организации образовательного процесса: очная.

Методы обучения и воспитания:

Словесные методы:

- устное изложение;

- беседа.

Наглядные методы:

- показ иллюстраций, видеоматериалов.

Практические методы:

- опыты

-эксперименты.

Дидактические материалы:

1. Учебные и методические пособия.

2. Материалы для практической работы.

Материально-техническая база:

• Ноутбук

• Музыкальная колонка

• Подключение к электричеству — 220 Вт.

Иные компоненты

Список литературы

1. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Вып. 1. Сост. Нищева Н. В. – Детство-Пресс, 2015 г.

2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

3. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд. - 2009г.

4. Опыты и эксперименты / Л. Д. Вайткене, М. Д. Филиппова – Москва: Издательство АСТ, 2017 – 160 с. : ил. – (Энциклопедия занимательных наук для детей).

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучки» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 24 марта 2023 в 08:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД