МААМ-картинки

Дополнительная образовательная программа по социально-педагогическому направлению «Чылтызахтар» («Звездочки»)

Сагалакова Евгения Вячеславовна
Дополнительная образовательная программа по социально-педагогическому направлению «Чылтызахтар» («Звездочки»)

старшая, подготовительные группы

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель, задачи работы 3

1.3. Формы организации деятельности дошкольников 4

1.4. Режим занятия, их продолжительность и периодичность 4

2. Содержательный раздел

2.1. Календарно-тематическое планирование 5

2.2. Итогово-отчетные мероприятия 6

3. Организационный раздел

3.1. Информационное обеспечение 7

3.2. Методическое обеспечение. Материалы и оборудование 7

3.3. Список литературы 7

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Дополнительная образовательная программа по социально-педагогическому направлению „Чылтызахтар“ („Звездочки“)» размещена в разделах

Приобщение нового поколения к национальной культуре становится актуальным.

Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в дошкольном учреждении и дома.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём, отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребёнке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырёх лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Причём у старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональных коллективах, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, выучить язык, на котором они говорят.

1.2. Цель, задачи работы

Цель кружка: Формирование у дошкольников интерес к культуре и к традициям хакасского народа, формирование знаний о хакасских праздниках, о народном фольклоре, играх.

Задачи:

Обучающие:

•Закреплять и расширять знания, полученные на ОД, изобразительного искусства, математики, чтение художественной литературы, музыки и т. д. и способствовать их систематизации;

•Обучать разным приёмам лепки, конструирования. Формировать сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

•Приобретение навыков исследовательской деятельности.

Развивающие:

•Развитиетворческих способностей, духовной культуры,

•Обогащать сенсорный опыт детей,

•Развивать память, мышление с помощью хакасского фольклора.

•Пробуждать любознательность в области народно – прикладного творчества.

Воспитывающие:

• Воспитывать любовь к своей малой родине, к традициям и культуре хакасского народа.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность, толерантность к другим национальностям, живущих на территории Республики Хакасии.

1.3. Формы организации деятельности дошкольников

•Индивидуальная.

•Работав парах.

•Подгрупповая.

Методы:

•Словесные – беседа, диалог, рассказ;

•Наглядные–показ образца изделия, иллюстрации, показ видеоматериалов

•Практические–практические работы, опыты, тренировочные упражнения;

•Игровые–конкурсы, викторины, праздники.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения в кружке дети должны получить знания:

•О традициях и культуре хакасского народа;

•О видах декоративно – прикладного искусства (лепка, аппликация и т. п.)

•Хакасские песенки, пословицы, поговорки, игры, праздники.

1.4. Режим занятия, их продолжительность и периодичность

Программа рассчитана на 1 год (1 раз в неделю) со 2 половины дня, возраст детей 5-7 лет

Построена от простого к сложному, а также периодическое возвращение к определённым приёмам на более высоком и сложном уровне. Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление поделок, обыгрывание игр, разучивание поговорок, пословиц, песенок, коротких стихотворений.

Программа предполагает работу с детьми в форме совместной деятельности детей с педагогом.

Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций, сюжетно- ролевой игры.

Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно- этические задачи в образной форме. Коллективные работы способствуют объединению коллектива, приобретению коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы, доверия и открытости.

Деятельность проводится со всей группой. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 30 минут.

Программа предусматривает участие в конкурсах, выставках, изготовлении подарков, что является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

2. Содержательный раздел

2.1. Календарно-тематическое планирование

Месяц Тема

Октябрь 1. Введение. Знакомство. Города нашей республики. Герб Абакана

2. Знакомство с особенностями хакасского орнамента. Изготовление элементов орнамента

3. Пальчиковая игра «Семья»

4. Подготовка ко Дню пожилого человека

Ноябрь 1. Заучивание стихотворений из серии «Домашние животные»

2. Подвижная игра «Медведь и пень»

3. Подарок для мамы. "Пого" – женское украшение (лепка из соленого теста)

4. «Хуртуях ай –праздник почитания стариков»

Декабрь 1. Юрта – жилище хакасов. Разучивание подвижной игры «Построй юрту»

2. Хакасские национальные инструменты. Аппликация «Чатхан»

3. Хакасские национальные блюда. Пальчиковая игра «Талганхоор-хоор»

4. Изготовление талганных шариков

Январь 1. Хакасские народные обычаи

2. Разучивание русской народной сказки «Теремок», переведенной на хакасский язык

3. Заучивание стихотворений из серии «Дикие животные»

4. Инсценирование сказки «Теремок»

Февраль 1. Рисование «Хакасия-край мой!»

2. Знакомство с растительностью, растущие в Хакасии

3. Знакомство с национальными праздниками хакасов

4. Знакомство с одеждой, раскраска «Национальная одежда»

Март 1. Знакомство с хакасскими поэтами. Заучивание стихотворение о Хакасии на русском языке

2. Подготовка к празднику Чыл пазы. Заучивание песни «Тыч-тач»

3. Игра –тренажер. В гости к Тарине

4. Игра «Цвета»

Апрель 1. Части тела

2. Близкие родственники

3.«Хайхастыг хапчыгас» («Чудесный мешочек»)

4. Учим вежливые слова

Май 1. Продукты питания

2. Развлечение «Приходите к нам на чаепитие!» (повторение продуктов питания)

3. Игра в лото «Олганлотозы»

4. Выставка детских работ

2.2. Итогово-отчетные мероприятия

• Участие в городских и республиканских конкурсах;

• Выставках в ДОУ;

• Изготовление подарков

3. Организационный раздел

3.1. Информационное обеспечение

Словесные: объяснения, рассказ педагога, беседы, художественное слово, слушание музыкальных произведений хакасских композиторов.

Наглядные: показ и рассматривание иллюстраций, картин.

Практические: сюжетно-ролевые игры, упражнения, дидактические и подвижные игры.

3.2. Методическое обеспечение. Материалы и оборудование

Средства обучения:

Технические:

• музыкальный центр,

• мультимедийное оборудование.

• ноутбук

Звуковые: аудиозаписи.

Учебно-наглядные пособия:

• иллюстративный материал;

• альбомы по тематике занятий;

• презентации;

• карта Хакасии.

Оборудование:

• куклы в национальных костюмах;

• макет юрты;

• хакасские инструменты;

• пого.

3.3. Список литературы

1. Аева Е. Хоозычах: Сырлачан альбом. Альбом-раскраска по мотивам хакасских народных орнаментов / Елизавета Аева. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993. - 16с.

2. Бутанаев, Виктор Яковлевич. Традиционная культура и быт хакасов [Текст] : пособие для учителей: утверждено Министерством образования РХ / В. Я. Бутанаев. - Абакан : Хакасское кн. изд-во, 1996. - 224 с.

3. Бутанаев, Виктор Яковлевич, Александр Александрович Верник. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии – Абакан, 1995

4. Методика чоптерi хакас тiлi (5-7 частыголганнарга) : Методические рекомендации. Хакасский язык (для детей 5-7 лет). - Абакан: Хакасское издательство, 2019.-128с.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел II. Содержательный раздел 2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка Согласно «Концепции экологического.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 1. Пояснительная записка I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Кружок «Зернышко» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью.

Библиотека изображений:

Публикация Дополнительная образовательная программа по социально-педагогическому направлению «Чылтызахтар» («Звездочки») (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сагалакова Евгения Вячеславовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дополнительная образовательная программа по социально-педагогическому направлению «Чылтызахтар» («Звездочки»)
Опубликовано: 21 марта 2022 в 16:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД