Лучший педагог года

Домашняя кулинария для детей с ОВЗ

Юлия Петрова
Домашняя кулинария для детей с ОВЗ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Психоневрологический интернат №6»

Центр социальной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста

Принята

На заседании Педагогического

совета №___от «___»___201__г.

Утверждена

Приказом №___от___201__г.

Директор СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №6»

___ И. Г. Костив

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Домашняя кухня»

Возраст обучающихся от 18 до 45лет

Срок реализации: 1

Содержание.

Публикация «Домашняя кулинария для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Пояснительная записка 3

Основные задачи программы 4

Условия реализации программы 4

Ожидаемые результаты 5

Календарно учебный график 6

Учебно-тематический план обучения 7

Содержание программы обучения 9

Планируемые результаты реализации программы … 11

Методическое и материально- техническое обеспечение 12

Диагностика результативности освоения программы 13

Список использованной литературы 15

Пояснительная записка.

Программа разработана с учётом Федерального закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ., Приказ Министерство образования и науки от 29.08.2013 №10086 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Стратегия государственной социальной политики заключается в создании условий для независимой жизнедеятельности инвалидов. Но полноценная жизнедеятельность большинства инвалидов невозможна без социальной реабилитации, в том числе без развитых навыков и умений хозяйственно – бытового труда и самообслуживания.

Дополнительная общеобразовательная программа «Доступная кулинария» предназначена для взрослых людей с нарушениями интеллекта и различными сопутствующими заболеваниями, находящихся в условиях психоневрологического интерната и направлена на решение одной из самых актуальных задач специального образования – адаптации к социуму и самореализации обучающихся в посильных видах труда. При составлении программы учитывались возрастные, психофизические и индивидуальные особенности и возможности обучающихся реабилитационного центра.

Лица, находящиеся на реабилитации не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в центре был создан кабинет кулинарии. Для проведения занятий в ЦСРИТВ выделено специализированное помещение, а также созданы все условия для обучения. Кабинет кулинарии является для реабилитантов образцом современной кухни, постоянно пополняется современной бытовой техникой, инструментами, мебелью, посудой, приборами, специализированной литературой.

Цель программы: повышение уровня социализации реабилитантов через обучение их основам приготовления пищи и вовлечения в полезную практическую деятельность.

Основные задачи программы:

Образовательные:

- обучение технологии приготовления различных блюд;

- научить бережно относиться к продуктам; - формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями; - формирование интереса к хозяйственно – бытовому труду; – ознакомление с санитарно-гигиеническими правилами, нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.

Коррекционно - развивающие:

-коррекция недостатков трудовой и познавательной деятельности обучающихся;

- пробуждение интереса к кулинарному искусству;

- развивать коммуникативные умения, мыслительную деятельность, мелкую моторику;

- развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого воспитанника.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия и аккуратности,

- привить навыки работы в коллективе;

-формировать культуру общения, соответствующую общепринятой этики и морали;

-формирование любви и уважения к традициям русской кухни, - формирование позитивной установки на семейную жизнь.

В процессе обучения обучающиеся приобретают знания о физиологии питания и процессе пищеварения, получают информацию о полезных продуктах и условиях их хранения, знакомятся с понятием «здоровый образ жизни и основы рационального питания».

Условия реализации программы.

Программа составлена на 1 год обучения, 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

К освоению данной программы допускаются лица без предъявления требований к уровню образования. Рекомендовано наполнение групп 6-8 человек.

Программа построена с учетом основных дидактических принципов обучения: практической направленности, доступности, наглядности, постепенного усложнения учебных задач и увеличения объема информации, учета особенности познавательной деятельности и индивидуального подхода. Материал программы составлен с преобладанием часов на практическую деятельность. Каждое занятие по программе «Доступная кулинария» - это замкнутый цикл, который начинается знакомством с каким–либо продуктом, продолжается в виде практической работы, включающей первичную и тепловую обработку продуктов и заканчивается дегустацией приготовленного блюда, таким образом обучающиеся осваивают полный технологический процесс приготовления различных блюд.

Неотъемлемой частью процесса обучения является постоянное повторение безопасных приемов работы с режущим инструментом, горячими жидкостями, электрическими бытовыми приборами, плитой и моющими средствами.

В процессе обучения также возможно проведение корректировки сложности заданий и внесения изменений в рабочую программу, изходя из опыта обучающихся и степени освоения ими учебного материала.

Ожидаемые результаты обучения:

- развитие способностей ориентирования в многообразии продуктов питания;

- предъявлять санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

- составлять разнообразное меню;

- самостоятельно готовить различные блюда;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать гигиену приготовления пищи;

- соблюдать технику безопасности при работе с электроприборами, режущим инструментом, чистящими и моющими средствами;

-сервировать стол;

-приготовить различные кулинарные блюда.

Обучающиеся должны знать:

- правила санитарии, гигиены, безопасной работы при кулинарных работах;

-процесс пищеварения и правила рационального питания;

- происхождение и кулинарные свойства продуктов;

-условия и сроки хранения продуктов;

- способы приготовления пищи и оформления блюд;

- последовательность первичной обработки продуктов;

-технологию приготовления различных кулинарных блюд.

Содержание программы обучения:

Наименование темы Содержание

Вводное занятия. Кулинария – как учебный предмет. Органы пищеварения. Техника безопастности. санитарно –гигиенические требования. Интерьер кухни и столовой. Теоретическая часть: первые знания о значении кулинарии и правилах внутреннего распорядка, об органах и процессе пищеварения, необходимость соблюдения режимов питания, условий приема пищи и правил поведения за столом. Интерьер кухни и столовой, посуда, инвентарь, инструменты и приспособления. Необходимость соблюдения гигиены приготовления пищи и основных безопасных приемов работы.

Практическая часть: выполнение правил внутреннего распорядка, поведение за столом, распознавание посуды, инвентаря, инструментов и приспособлений. Формирование основных безопасных приемов работы с кухонным оборудованием и инструментами, личная гигиена и гигиена приготовления пищи. Поддержание санитарного состояния кухни. Пользование рабочей одеждой.

Тема 1

Продукты растительного и животного происхождения.

Условия хранения продуктов питания.

Теоретическая часть: Виды продуктов, ознакомление с видами продуктов. Ознакомление с продуктами растительного и животного происхождения. Условия хранения продуктов питания.

Практическая часть: определение видов продуктов, условий и сроков их хранения. Ознакомительная экскурсия в продуктовый магазин.

Тема 2

Сервировка стола, столовые приборы.

Хлебобулочные изделия.

Первичная обработка продуктов. Приготовление салатов из свежих овощей.

Приемы тепловой обработки продуктов питания. Приготовление салатов из отварных овощей. Приготовление блюд и гарниров из овощей и бобовых, подвергнутых тепловой обработке. Приготовление блюд и гарниров из макаронных изделий. Приготовление блюд и гарниров из круп. Приготовление супов Приготовление блюд из яиц. Приготовлению блюд из творога. Приготовление горячих напитков. Приготовление бутербродов. Приготовление изделий из теста. Приготовление блюд из рыбы. Приготовление блюд из мяса домашних животных, субпродуктов. Приготовление блюд из домашней птицы. Теоретическая часть: правила сервировки стола, усвоение знаний по использованию столовых приборов: вилки, чайные и столовые ложки. Виды хлебобулочных изделий. Ознакомление с видами овощей, их первичная обработка. Понятие тепловой обработки. Формирование знаний об основных видах тепловой обработки, изучение видов варки. Формирование знаний о первичной обработке и варке овощей. Усвоение знаний по приготовлению блюд и гарниров из отварных овощей. Ознакомление с видами бобовых. Знакомство с видами макаронных изделий и их производство. Ознакомление с названиями и видами круп, а также видами каш. Знакомство с названиями, классификацией и значением супов. Знакомство с видами домашней птицы. Ознакомление со строением яйца. Усвоение знаний о видах вареных яиц. Изучение видов домашних животных, молоко которых используется в питании человека. Ознакомление с видами молочных продуктов, их применением и хранением. Представление о видах горячих напитков. Ознакомление с производством, видами, сортами и условиями хранения чая. Ознакомление с понятием, видами теста и продуктами для его приготовления. Начинки для пирогов и вареников. Представление о видах рыбных продуктов и навыки первичной обработки рыбы. Ознакомление с понятием бутерброда и продуктами для его приготовления. Виды фруктов. Ознакомление с видами домашних животных, мясо которых используют в пищу человека. Ознакомление с видами домашней птицы, мясо которой используется в пищу человека.

Практическая часть: формирование навыков сервировки стола и пользование столовыми приборами: вилкой, чайной и столовой ложкой. Безопасные приемы нарезки хлеба на порционные куски. Безопасные приемы очистки, измельчения и нарезки овощей. Заправка и оформление салатов. Безопасные приемы при работе с электроплитой. Формирование навыков по первичной обработке и варке овощей, вырабатывание безопасных приемов при работе с горячими жидкостями, очистки и нарезке отварных овощей. Формирование навыков первичной обработке и безопасных приемов варки бобовых. Формирование приемов безопасной варки макарон. Формирование навыков первичной обработке круп с целым зерном и безопасных приемов варки рассыпчатых и жидких каш. Формирование навыков и безопасных приемов приготовления картофельных супов, щей и борща. Формирование навыков первичной обработки яиц, безопасных приемов варки, различных видов яиц и подача их к столу. Формирование навыков приготовления творожной массы и безопасных приемов приготовления вареников. Отработка безопасных приемов приготовления различных видов чая. Отработка навыков первичной обработки муки и замеса теста. Отработка безопасных приемов по приготовлению соленой, отварной рыбы, рыбных супов и рыбных котлет. Отработка безопасных приемов приготовления бутербродов. Формирование знаний и безопасных приемов по первичной обработке фруктов и приготовления компота, киселя. Отработка безопасных приемов по обработке и варке мяса, а также приготовление мясного салата, супа на мясном бульоне, с использованием мясных консервов. Формирование безопасных приемов первичной обработки и варки мяса птицы, а также навыков приготовления супа на курином бульоне и салата с отварным мясом птицы, котлет из мяса птицы.

Тема 3

Составление меню на 1 день, на 1 неделю.

Теоретическая часть: Правила составления меню.

Практическая часть: отработка навыков составления меню для завтрака, обеда, полдника и ужина. Меню на 1 день, на 1 неделю.

Планируемые результаты реализации программы.

Обучающиеся должны знать:

- правила внутреннего распорядка;

- название и назначение оборудования;

-место положения и предназначение посуды и инвентаря;

- органы пищеварения, условия приема пищи и правила поведения за столом;

- виды продуктов и правила их хранения;

-виды хлебобулочных изделий;

- виды овощей;

- основные приемы тепловой обработки и виды варки;

- виды бобовых;

- происхождение макаронных изделий и их разновидности;

- названия и виды круп;

- виды супов и бульонов;

- строение яиц и типы их варки;

- виды молочных продуктов;

- виды чая;

- продукты, используемые для приготовления теста и разновидности теста;

- продукты, используемые для приготовления бутербродов;

-виды домашних животных, мясо которых используется в пищу человека;

-виды домашней птицы, мясо которых используется в пищу человека;

- что такое меню и как его составляют.

Обучающие должны уметь:

- соблюдать под контролем гигиену приготовления пищи;

- выполнять под контролем безопасные приемы нарезки хлеба;

- сервировать под частичным контролем стол;

- правильно пользоваться столовыми приборами;

- выполнять под контролем безопасные приемы первичные обработки различных продуктов питания;

- выполнять под контролем безопасные приемы работы с электроплитой;

- выполнять под контролем безопасные приемы работы с горячими жидкостями;

- приготовить под контролем : салат из свежих овощей, салат из отварных овощей, отварные макароны, рассыпчатую и жидкую кашу, картофельный суп и щи, мясо птицы, отварить яйца разными способами, заварить чай, замесить жидкое и песочное тесто, отварить рыбу, бутерброды с различными начинками, сварить компот;

- составить под частичным контролем меню завтрака, обеда, полдника и ужина.

Методическое и материально- техническое обеспечение.

- кухонная мебель;

-учебные столы и стулья;

-плита электрическая;

-холодильник;

-наборы столовой и кухонной посуды;

-кухонные инструменты и приспособления;

-кухонная электротехника (кухонный комбайн, мясорубка электрическая,миксер и т. д.).

-Учебно-методическая и справочная литература (словари и энциклопедии, методические пособия);

-наглядный материал (коллекции круп, бобовых, макаронных изделий, зерна, специй, чая и т. д.);

-дидактический материал (технологические карты и схемы, наборы муляжей овощей и фруктов, таблицы, карточки по темам программы, развивающие игры по предмету).

-

Диагностика результативности освоения программы.

№ п/п Знания, умения и навыки. Сроки обследования. Примечания.

сентябрь декабрь май

1 Правила внутреннего распорядка.

2 Гигиена приготовления пищи.

3 Мытье посуды.

4 Уборка помещений кухни.

5 Основные безопасные приемы работы.

6 Органы и процесс пищеварения.

7 Виды продуктов, условия и сроки хранения.

8 Виды хлебобулочных изделий, их нарезка.

9 Сервировка стола, использование столовых приборов.

10 Классификация овощей, их первичная обработка.

11 Приготовление салатов из свежих овощей.

12 Приемы тепловой обработки продуктов.

13 Приготовление блюд и гарниров из отварных овощей.

14 Приготовление блюд из макарон.

15 Виды круп, их первичная обработка.

16 Виды каш, приготовление блюд из круп.

17 Приготовление супов.

18 Первичная обработка яиц.

19 Приготовление блюд из яиц.

20 Приготовление блюд из творога.

21 Приготовление горячих напитков.

22 Приготовление изделий из теста.

23 Первичная обработка из рыбы.

24 Приготовление блюд из рыбы.

25 Приготовление бутербродов.

26 Первичная обработка мяса.

27 Приготовление блюд из мяса домашней птицы.

28 Приготовления блюд из мяса и субпродуктов.

29 Составление меню.

Критерии оценки:

+++ усвоил полностью (самостоятельное выполнение задания)

++ усвоил в неполном объеме (выполнение задания под присмотром учителя)

+ усвоил слабо (выполнение задания с помощью учителя)

- не усвоил (не может выполнить задания)

Список использованной литературы.

1. Ананасова Л. П. основы безопасности жизнедеятельности. – М. : Просвещение, 2002.

2. Баряева Л. Б., Яковлева Н. Н. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб. 2011

3. Ермакова В. И. Кулинария. – Москва: Просвещение, 1999.

4. Ковалев Н. И. Технология приготовления пищи / Ковалев Н. И., Сальникова Л. К. – М. :Экономика, 2001.

5. Национальные кухни наших народов. -М. :Центрполиграф,1997.

6. Из истории русской кулинарной культуры. –М. : Центрполиграф, 1996

7. Здоровое питание. Жукова В. Н.

8. Тайны кулинарии Вишняченко Т. Н.

9. Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н. Н.

10. Т. Воробьева, Блюда из мяса и птицы, Москва, Издательство Эксмо, 2004

11. Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1998

Публикации по теме:

Домашняя игротекаДомашняя игротека Ни для кого не секрет, что современные дети все больше увлечены и привязаны к различным гаджетам. Родители, с легкой руки которых и происходит.

Фотоотчёт о занятии «Изготовление Масленицы «Домашняя» (младшая группа)Фотоотчёт о занятии «Изготовление Масленицы «Домашняя» (младшая группа) Предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о занятии с ребятами младшей группы по изготовлению Масленицы Домашняя. Цель: создать условия для формирования.

Консультация для родителей «Домашняя игротека» Домашняя игротека знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал.

Кукла «Масленица домашняя» из сена. Мастер класс.Кукла «Масленица домашняя» из сена. Мастер класс. Всем известно,что на масленичной неделе изготавливали большую обрядовую куклу "МАСЛЕНИЦУ",которую в конце масленичных гуляний сжигали. Эта.

Фотоотчет «Кулинария — это призвание!»Фотоотчет «Кулинария — это призвание!» На днях в нашем центре по многочисленным просьбам воспитанников состоялась кулинарная мастерская по изготовлению из слоеного теста пирогов.

Изготовление макета «Домашняя ферма»Изготовление макета «Домашняя ферма» Для изготовления макета нам понадобится материал это пеноплекс, клейкая цветная бумага, заготовки картинки А3 домашние животные и птицы,скотч.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Мастер-класс «Домашняя Масленица»Мастер-класс «Домашняя Масленица» Мастер-класс «Домашняя Масленица» Мастер-класс предназначен для совместной деятельности старших детей и родителей. На Масленицу с давних.

Наша домашняя выпечкаНаша домашняя выпечка Наша домашняя выпечка. Сегодня предлагаю вам рецепт вкусного песочного пирога, который готовится очень быстро. Многие хозяйки его знают,.

Всероссийский день библиотек. Консультация «Домашняя библиотека» для родителей детей младшего дошкольного возрастаВсероссийский день библиотек. Консультация «Домашняя библиотека» для родителей детей младшего дошкольного возраста Консультация «Домашняя библиотека».Какое образование могут дать родители своим детям - дошкольникам дома, даже находясь на самоизоляции?.

Библиотека изображений:

Публикация Домашняя кулинария для детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Петрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Домашняя кулинария для детей с ОВЗ
Опубликовано: 31 марта 2021 в 18:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД