Получи документы

Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе

Инна Фурман
Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе

Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе.

ЕГЭ по литературе - один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче - очень тяжёлая задача для учителя-словесника. Как показывает опыт преподавания, многие ученики, лишь начиная готовиться к ЕГЭ по литературе, осознают, что их задача - не просто освоить ряд значимых произведений, содержащих важные мысли, но и постичь азы особой науки, занимающейся анализом художественных текстов. Наука эта называется литературоведением и включает в себя три направления: теорию литературы, историю литературы и литературную критику. Обычно на школьных занятиях основное внимание уделяется критическому, оценочному анализу. Ученики, как правило, достаточно легко рассуждают о роли того или иного текста в творчестве писателя, об эстетической ценности произведения, о его месте в литературной жизни эпохи и значении для последующих эпох. А вот увидеть, как выстроен художественный текст, выпускники зачастую не умеют. Причём даже знакомые с терминологией курса теории литературы учащиеся не могут связать знание теоретического материала с конкретными произведениями. А ведь именно данный аспект проверяет ЕГЭ в первую очередь.

Публикация «Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе» размещена в разделах

Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста. Мне очень помогает в этом имманентный анализ лирического текста. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике, я разработала свою версию, схему имманентного анализа стихотворения. Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.

Для авторов Толкового словаря русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова «имманентный» - «присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий». В литературоведении всегда подчёркивалось, что имманентность определяется независимостью от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.

Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному : имманентный направлен на сам текст, контекстуальный – на обнаружение внешних контекстов. В школьном варианте имманентный анализ - это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.

Приведу пример имманентного анализа стихотворения Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я».

Произведения Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все также прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма. В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ (предметы интерьера, я, бабочка (живые существа, море, небо, простор (символы вечности). Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она будто уводит читателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов (я – бабочка, однако это может быть расценено и как уподобление (я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты : пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире. Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором: порхать – жить, веселиться; трепетать – переживать, любить, страдать; шуршать – работать.

Весьма интересно представлено в стихотворении пространство: от описания интерьера к космосу, вечности. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия (простор пустынный, что создаёт впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырёхстопный ямб.

При подготовке к ЕГЭ по литературе необходимо нацеливать учащихся смотреть на тексты взглядом исследователя: читать их, анализировать с помощью определённых приемов, давать краткие ответы на конкретные вопросы и писать сочинения.

Необходимо рассматривать художественные тексты как с точки зрения их содержания, так и с точки зрения формы, научиться свободно определять стихотворный размер, которым написано то или иное лирическое произведение, и ориентироваться в средствах художественной выразительности, используемых в эпических и драматических текстах. Эти умения пригодятся и при ответах на задания теоретического характера и при работе над творческими заданиями.

Список литературы :

1. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста.

2. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

3. Текст стихотворения И. Бунина «Настанет день - исчезну я».

Прикреплённые файлы:

listok_djhe6.pptx | 7676,38 Кб
 
Публикации по теме:

Элемент оформления цветника на подоконнике в группе «Озеро с мостиком»Элемент оформления цветника на подоконнике в группе «Озеро с мостиком» Воспитатели и дети готовятся к конкурсу «Цветник на подоконнике», который проведут среди групп в ДОО. У каждой группы свои идеи и сюжеты.

«Зимняя полянка». Элемент зимнего оформления природного уголка«Зимняя полянка». Элемент зимнего оформления природного уголка «Зимняя полянка». Элемент зимнего оформления природного уголка. Добрый день, дорогие гости и друзья моей странички! С наступлением зимы.

Хороводные игры, как обязательный элемент прогулкиХороводные игры, как обязательный элемент прогулки Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один народный праздник. Хороводы, в основном, водили девочки, девушки.

Конспект урока по литературе и анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар» Конспект урока по литературе/ Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Анчар». Преподаватель литературы и русского языка Евстигнеева Людмила Александровна.

Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУМногофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, оптимизация предметно.

Пособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подходаПособие «Волшебные сундучки» — личная территория ребёнка и элемент индивидуального подхода Приходя в детский сад, ребёнок учится делиться с другими игрушками, договариваться о выборе места игры и самой игры, овладевает навыками.

Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.

Ростовая кукла, как элемент новизны на ООД с детьми раннего возрастаРостовая кукла, как элемент новизны на ООД с детьми раннего возраста Никитина Елена Геннадьевна воспитатель МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Большеустьикинское Мечетлинский район Республики Башкортостан Ростовая.

Тропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времениТропа здоровья — элемент физкультурно-оздоровительной работы в летний период времени Уважаемые, коллеги!Скоро закончится учебный год и начнётся лето, прекрасная пора отдыха. Но наша с вами работа не заканчивается никогда.

Зимняя веточка. Элемент новогоднего декора в помещенииЗимняя веточка. Элемент новогоднего декора в помещении Бумажные салфетки – уникальный и доступный материал для творчества. С помощью салфеток можно сделать оригинальную поделку или создать элемент.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе
Опубликовано: 5 января 2021 в 13:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе» (включая файлы) размещена пользователем Инна Фурман на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД