МААМ-картинки

Доклад из опыта работы «Использование технологии макетирования в игровой деятельности»

Вера Поротова
Доклад из опыта работы «Использование технологии макетирования в игровой деятельности»

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самодеятельность.

В процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, развиваются духовные и физические силы.

Наряду с традиционными методиками для развития детей в нашем детском саду используются инновационные педагогические технологии.

Публикация «Доклад из опыта работы „Использование технологии макетирования в игровой деятельности“» размещена в разделах

Одним из перспективных способов развития игровой деятельности детей дошкольного возраста, является технология макетирования. Создавая макет, играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

Эта технология открывает ряд дополнительных возможностей в работе с детьми, так как включает в себя все направления развития ребё нка: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое.

С точки зрения Н. А. Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности. Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группе, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.

Целью моей работы является - развитие игровой активности и воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.

Перед собой ставлю следующие задачи:

- создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей с макетами;

- формировать навыки совместной игры, сотрудничества и сотворчества;

- обучать детей придумывать новые сюжеты;

- воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение и интерес к процессу макетирования;

- обеспечивать участие семьи в процессе творческого развития детей средствами макетирования.

Что же такое макет?

Макет- уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического). Макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками.

В детском саду используются «Универсальные макеты», которые условно можно разделить на два типа:

1) Макеты-модели, представляющие собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов. Сюда относятся «Кукольный дом» и «Крепость-замок/дворец», «Квартира», «Зоопарк»

2) Макеты-карты — большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада). Макеты-карты направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.

Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик.

Макет словно оживает, наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей.

В работе с макетом я использовала универсальные приё мы:

• Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме : рассматривание иллюстраций, фильмов, проведение экскурсий, использование ИКТ.

• Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала)

• Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого).

• Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку).

Работу по использованию макетов в детском саду я начала со второй младшей группы. Изготовила макет «Сказочный домик». Применила его на занятиях по развитию речи при пересказе сказок и при показе настольного театра. Игрушки на макете оживали, начинали говорить, переносили детей в увлекательный сказочный мир. С большим удовольствием дети обыгрывали знакомые сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», а затем придумывали и обыгрывали новые сюжеты. Постепенно стала проявляться творческая фантазия и выдумка. Сказки объединяли детей, учили играть коллективно.

Знакомя детей с домашними животными, изготовила макет «Скотный двор», который применила на познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида и их повадки.

Игры и занятия с применением данного макета проходили интереснее, увлекательнее, вызывали у детей положительный эмоциональный отклик. Это один из любимых макетов, с которым часто играют дети.

Знакомя детей с городом Усть-Кут, я изготовила макет, где дети с моей помощью, а далее самостоятельно выстраивали макет нашего микрорайона. Детям было очень интересно рассматривать здания, узнавать знакомые строения, облагораживать территорию микрорайона зелёными насаждениями; обыгрывать макет используя разные виды транспорта, проезжающего по улице города.

Начиная со средней группы стала привлекать детей к изготовлению макетов. Так в группе появились макеты «Лесная полянка» и «Подводный мир». Например, для макета «Подводный мир» дети лепили морских звёзд, водоросли рисовали морских рыбок, а потом обыгрывали с мелкими игрушками- обитателями морей. Придумывали новые сюжеты со сказочными персонажами русалочками и Нептуном.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разными по фактуре, по качеству, по форме материалом способствует развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

При знакомстве с озером Байкал я использовала ландшафтный макет.

Вместе с детьми мы слепили нерпочек и заселили на макет «Озеро Байкал». Далее дети стали обыгрывать макет используя мелкие игрушки-диких животных, которые проживают у берегов Байкала.

К новогоднему празднику родители изготовили нам макет «Новогодняя сказка», где дети с удовольствием играли с любимыми персонажами, придумывали разные новогодние истории. Этот макет вызывал у детей много эмоций, т. к. Новый год всегда приносит много волшебства, дети отражали это в своих играх.

Есть у нас в группе макет «Кукольный домик», который нам подарили родители. В играх на этом макете дети учатся выстраивать взаимоотношения, которые могут быть в семье, где есть дети, родители. С этим макетом больше любят играть девочки, как будущие хозяюшки, но и мальчики не оставляют его без внимания. Вместо кукол и матрёшек они заселяют в домик роботов и солдат.

При создании макетов я учитываю полоролевую специфику.

Есть в группе макеты, которыми больше играют мальчики. Это макет «Правила дорожного движения» и макет «Военные сражения».

Девочки больше любят играть с макетом «Домик в деревне», «Сказочный мир», «Кукольный домик», «Скотный двор».

Тематические макеты вызывают интерес и у мальчиков, и у девочек.

Есть у нас в группе макеты : «Уголок леса», «Подводный мир морей и океанов»

«Сказочный мир».

Очень интересно наблюдать как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.

Хочется отметить, что дети, которые часто играют вместе на одном макете, в дальнейшем начинают дружить. С появлением в группе макетов, обогатилась развивающая среда, у детей появилась возможность разнообразить игровую деятельность и выросла мотивация посещать детский сад.

Я тщательно подбираю ко всем макетам мелкие игрушки для обыгрывания. Игровой материал к макетам нам помогают пополнять и приобретать родители, а также создавать необходимые атрибуты. Родители, увидев, как дети увлечены играми на макетах, просят консультации для создания дома подобных макетов.

Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению – развертыванию разнообразных комбинаций событий, активизирует комментирующую речь; в ней ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиями. В активизации сюжетосложения в значительной мере и заключается педагогическая ценность игры с мелкими игрушками. Место и функция макета как раз в обеспечении и поддержке игры с мелкими игрушками. При этом игровые предметы могут в разной степени задавать тематику сюжета.

С развитием игры макет оживает : он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки, диалогическая и монологическая речь. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.

Технология макетирования призвана объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.

В старшем дошкольном возрасте я планирую создать вместе с детьми и родителями универсальные макеты. Это мозаичные макеты-карты. Все макеты выполнены в единой цветовой гамме, что делает их совместимыми (по принципу мозаики, позволяя расширять и разнообразить игровое пространство. Макеты : «Остров», «Река», «Город/ порт», «Город/ дороги». Эти макеты объединяют разные сюжеты игр, позволяют одновременно играть большому количеству детей. Автором разработчиком является Н. А. Короткова.

Выводы таковы:

Макет – это форма организации образовательного пространства, которая способствует развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка.

Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе игровой деятельности детей в детском саду. Главное, чтобы игра с макетами стала увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.

Литература

1.. Н. А. Короткова, И. Л. Кириллов. «Макет как элемент предметной среды для сюжетной игры старших дошкольников.» - Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. Н. А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2007

3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. М. : Академический проект, 2001.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М. : «Гном и Д»,1997

Публикации по теме:

Мастер-класс для участников семинара «Использование игры в социо-игровой технологии» «Мастер – класс для участников семинара по теме: «Использование игры в социо-игровой технологии» ЦЕЛЬ: мастер-класса: обучение участников.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме «Использование технологии макетирования в игровой деятельности детей дошкольного возраста».

Доклад из опыта работы ДОУ по программе С. Н. Николаева «Юный эколог» В 30-е гг. хх в. биолог и селекционер И. В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению,.

Доклад из опыта работы воспитателя по развитию познавательных интересов дошкольников. «Развитие познавательных интересов посредством интеграции образовательных областей в процессе непосредственно образовательной деятельности».

Доклад «Технологии развивающего обучения для познавательного развития дошкольников» (из опыта работы) Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются:.

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе (доклад из опыта работы) Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания.

Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольниковИспользование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников Использование технологии макетирования в игровой деятельности дошкольников. Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна Место работы: МБДОУ.

Консультация для воспитателей «Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе» Актуальность применения технологии С целью создания благоприятных условий становления личности ребенка процесс образования должен строиться.

Консультация для воспитателей «Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе» Актуальность применения технологии Одним из целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта является: Ребенок.

Проект «Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности» Использование игровой технологии для формирования у младших дошкольников основ безопасности. Младший дошкольник по своим физиологическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Использование технологии макетирования в игровой деятельности»
Опубликовано: 26 января 2017 в 16:12
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад из опыта работы «Использование технологии макетирования в игровой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Поротова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД