МААМ-картинки

«Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до»

Ирина Штельма
«Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до»

Подготовила:

Штельма Ирина Александровна

учитель - логопед

1 квалиф. категория

МКДОУ №4 г. Сим

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО, является принцип партнёрства с семьёй.

В зависимости от образовательных потребностей и запросов, родителей меняются формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Публикация «„Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до“» размещена в разделах

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается, основываясь на следующих принципах:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

3. Сотрудничество, а не наставничество - создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Логопед должен строить общение с родителями на основе принципа "Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ".

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы.

Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают речевые группы, выясняется, что не все родители проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями, не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции речи. И практически все родители уверены, что оказывать помощь ребенку в коррекции речевых нарушений должен учитель-логопед. В связи с этим возникает необходимость помочь родителям ознакомиться с приемами обучения и развития речи, правильно организовать коррекционно-речевую работу, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя-логопеда и ускоряет успехи детей. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Перспективный план работы направлен не только на профилактику и коррекцию речевых нарушений, но и на создание в семье эмоционально-положительного процесса взаимодействия. Чтобы в полном объёме реализовать работу по коррекции речевых нарушений у детей, родителей необходимо научить, вооружить некоторыми педагогическими приёмами и знаниями, а также сформировать модель благополучного семейного взаимодействия.

Система планирования включает в себя различные направления взаимосвязи учителя-логопеда и семьи:

• анкетирование;

• родительские собрания;

• беседы;

• консультации;

• папки-передвижки;

• семинары – практикумы;

• мастер-классы

• круглые столы

• открытые НОД;

• информационные выставки;

• домашние задания;

• дни открытых дверей

• средства массовой информации

• участие родителей в проектной деятельности

• клубная работа

В логопедической группе логопед и другие специалисты детского сада проводят для родителей открытые и совместные мероприятия, привлекают родителей к коррекционно- развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних консультациях, еженедельно в письменной форме в индивидуальных тетрадях и на стендах родительского уголка.

Коллективные и индивидуальные формы работы с родителями

При отборе детей в логопедическую группу логопед проводит консультации с родителями. Во время консультации логопед рассказывает родителям, почему их дети нуждаются в логопедической помощи, ставит в известность, какие документы необходимо собрать к ПМПК.

По плану ПМПК консилиума идет обследование состояния речи детей ДОУ для выявления нуждающихся в логопедической помощи с письменного согласия законного представителя ребенка.

Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. Далее выход на ПМПК и сбор пакета документов

Анкетирование.

При поступлении ребенка в логопедическую группу у учителя-логопеда встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. При помощи анкетирования узнаем состав семьи, особенности семейного воспитания, раннее речевое развитие ребенка и т. д.

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями,в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи.

Беседы.

В начале года, после обследования детей, учитель-логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор, беседа. Родители ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации.

Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов (или проблем). В среднем встречи-беседы с родителями планируются один раз в три месяца. В случае необходимости (по желанию родителей и (или) логопеда) проводятся промежуточные встречи-консультации.

Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи учителя-логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу или консультацию приходят оба родителя. Для темы беседы не следует брать большой объём материала. Следует ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и создадут барьер в общении.

Консультации.

Учитель-логопед регулярно проводит консультации для родителей логопедических групп.

Индивидуальные встречи с родителями систематически проводятся в течениегода.

Учителю-логопеду необходимо проводить консультирование так, чтобы оно не было формальным, а по возможности привлекало родителей для решения проблем, развивало дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога.

Групповые родительские собрания.

В логопедических группах родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. На первом собрании, которое проводится в конце сентября- в начале октября, рассказываем о речевых нарушениях у детей, уточняем цели работы учителя-логопеда, знакомим с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно проводится в январе, анализируем успехи и неудачи детей, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание проходит в апреле-мае. На нем подводятся итоги работы логопедической группы за год, даются рекомендации на летний период.

Как показал опыт, полезно объединять НОД с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению (это касается второго и третьего родительского собрания). В ходе проведения НОД родители смотрят, записывают игры, упражнения, видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приёмам работы, умению давать четкие и краткие инструкции. После такой открытой НОД активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.

Семинары – практикумы, мастер-классы, круглые столы.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы акцент хочется сделать на обучении родителей практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобретают благодаря поэтапной, вдумчивой работе учителя-логопеда.

Практикумы, круглые столы, мастер-классы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения).

На семинарах-практикумах также родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т. д. Даются рекомендации (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях.

Дни открытых дверей

Проводятся 1-2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним.

Средства массовой информации

Это личная страничка на сайте ДОУ или других сайтах. Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми- логопатами.

Работу с родителями проводится в двух формах – письменной и устной. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, тогда как использование разного рода письменных рекомендаций при взаимодействии с родителями весьма ограничено. Поэтому следует специально подчеркнуть преимущества письменной формы. Во-первых, общение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают. И, в-третьих, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо вначале убедить их в этом, предложить определенный алгоритм действий, вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Наглядные формы работы.

Учителем-логопедом создается специальный фонд материалов, обеспечивающих работу родителей с ребенком в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по проблемам речевого развития, подборки картинок под разные речевые задачи, дидактические игры по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка. Эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск газеты. Газета просвещает родителей в вопросах речевого развития детей дошкольников, помогает детям обучаться и развиваться через игру, способствует сплочению детей и родителей вокруг общей задачи.

Разнообразная наглядная информация для родителей выставляется на специально подготовленном стенде.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями по преодолению речевых нарушений. Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен в виде консультаций, памяток по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться, на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Информационные выставки.

Для проведения некоторых консультаций готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, шнуровки, мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, штриховки, трафареты по лексическим темам, почтовый ящик, пластилин, ножницы. Родителям не только рассказывается о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости, но и показывается необходимость и важность развития мелкой моторики рук.

Домашние задания.

Основной формой взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь для домашних заданий. Задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учителя-логопеды и родители действуют согласованно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группыПерспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями и детьми адаптационной группы Учебно-тематический план работы учителя-логопеда Голубевой Т. В. в адаптационной группе "Цыплята" МБДОУ «Детский сад № 38 «Золотой петушок».

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:

Публикация «Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Штельма на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Система планирования работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога с родителями в условиях ФГОС до»
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 14:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД