Папки-передвижки

Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста

ЮЛИЯ
Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста

Учитель-логопед Верещагина Ю. Б.

Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста : этиология, симптомы

Термин «дизонтогенез» впервые был употреблен Г. Швальбе в 1927 году. Этот термин охватывал такие понятия, как отклонение от нормального развития внутриутробного формирования структур организма. Но, впоследствии под дизантогенезом стали понимать и другие формы нарушений онтогенетического развития, в том числе и недоразвитие речи. [//]

Публикация «Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста» размещена в разделах

Каждому ребенку, независимо от формы поражения речевой функции, предстоит овладеть родным языком, сперва, как средством коммуникации, а затем и как инструментом мыслительных процессов, но для этого необходимо пройти непростой путь усвоения языка, как взаимосвязанной системы закономерных отношений её элементов от звука к развернутой фразе.

Речевой дизонтогенез в раннем детстве почти всегда обусловлен различными факторами, которые присутствовали в доречевой период, либо задолго до формирования речи ребенка. Лишь афазические расстройства, определяющиеся распадом сформировавшейся речи в любом возрасте, можно отнести к исключению из общей практики. В раннем возрасте афазия у детей встречается достаточно редко. [//]

Можно отметить, что речевая патология может быть следствием поражения центральных механизмов речи, например, при алалии, диспраксии, дизартрии, а также при поражении периферических отделов - это функциональные расстройства, а также ринолалия.

Понять и проследить, каким образом происходит осваивание сложной системы языка детьми с дизонтогенетическим развитием речи, возможно только в том случае, если мы имеем представление об общих законах развития речевых способностей у детей в норме. В первом параграфе мы рассмотрели закономерности появления речи в онтогенезе.

Причиной речевых нарушений, по М. Е. Хватцеву, называют воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора, либо взаимодействие этих факторов, которые определяют специфику речевого расстройства. Достижения в области генетики, медицины и биологии позволили углубить представления об этиологии расстройств речи и выделили следующие факторы:

• экзогенные (внешние)

• эндогенные (внутренние)

Также важно отметить, что выделяют органические и функциональные причины речевых расстройств.

Давайте рассмотрим причины патологий речевого развития с точки зрения неврологических нарушений. Анализируя медицинскую литературу по ранней диагностике развития речи, а также особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы, можно выявить, что в большинстве случаев, отклонения в развитии психоречевых функций у детей раннего возраста, своими корнями уходят в перинатальный период. [//]

Перинатальная патология центральной нервной обуславливает возникновение речевых нарушений у детей. Именно в перинатальный период (до рождения и первые 7 дней постнатальной жизни – период ранней адаптации) формируются процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Наиболее значимыми причинами патологических состояний, приводящими к нарушению нормального хода развития головного мозга, согласно МКБ -10, относятся:

1. Церебральная гипоксия – ишемия. Гипоксическое поражение головного мозга у новорожденных.

2. Родовая травма центральной нервной системы.

3. Инфекции ЦНС

4. Системные дисметаболические и токсико-метаболические нарушения.

Механизмы гипоксий, инфекций и токсико-метаболических нарушений в целом схожи, они приводят к гибели клеток нервной ткани. [//]

Выраженность нарушений, возникающих в следствии указанных причин, отличаются вариативностью, так как тяжесть повреждений ЦНС зависит от множества факторов:

• срока гестации (недели беременности);

• степени зрелости ЦНС;

• морфологических особенностей, присущих данного периоду гестационного возраста;

• длительность и интенсивность воздействия тех или иных патологических факторов.

Давайте рассмотрим, какие речевые нарушения способны вызвать неврологические отклонения в зависимости поражения ЦНС в пренатальный период:

Таблица 6.

Варианты неврологических и речевых нарушений в зависимости от характера перинатального поражения ЦНС.

Характер поражения Неврологические нарушения Речевые нарушения

Селективный нейрональный некроз Вторичная микроцефалия, тетрапаретические формы ДЦП, симптоматическая эпилепсия, умственная отсталость, корковые сенсорные нарушения. Алалии, дизартрии.

Парасагиттальный некроз

Тетрапаретические формы ДЦП симптоматическая эпилепсия, умственная отсталость, корковые сенсорные нарушения. Алалии, дизартрии.

Перивентрикулярная лейкомаляция

Диплегические и гемиплегические формы ДЦП, псевдобульбарные нарушения, зрительные проводниковые нарушения. Псевдобульбарная дизартрия.

Поражение базальных ганглиев

и таламуса Дискинетические (гиперкинетические) формы ДЦП, сенсорные нарушения. Гиперкинетические расстройства

речи (заикание, дизартрии.

Поражение мозжечка

Атонически-астатическая форма ДЦП. Скандированная речь, заикание.

Поражение ствола

Нарушения черепных нервов, бульбарные расстройства. Бульбарная дизартрия, ринолалия, заикание.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок» Успешность умственного,.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие движений детей раннего возрастаРазвитие движений детей раннего возраста Сегодня вспомним основные задачи в раннем возрасте по физическому развитию. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Библиотека изображений:

Публикация Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ЮЛИЯ на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дизонтогенетическое развитие детей раннего возраста
Опубликовано: 26 января 2023 в 11:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД