Получи документы

Дистанционный урок литературы в 5 классе

Белотелова
Дистанционный урок литературы в 5 классе

Урок литературы в 5 классе

Предмет, класс Урок литературы в 5 классе

Форма проведения урока Дистанционная

Учитель Белотелова Ирина Геннадьевна

УУД Личностные:

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; Предметные:

формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. Коммуникативные:

Публикация «Дистанционный урок литературы в 5 классе» размещена в разделах

уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение. Регулятивные:

принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые операции, действует по плану.

Тема урока Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

Цели и задачи урока. Проанализировать образы героев рассказа: образ барыни и Герасима; образ Татьяны и Герасима; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления.

Ход урока

Вступление.

Работа по домашнему заданию. - На прошлом уроке мы познакомились с биографией великого русского писателя И. С. Тургенева и его рассказом “Муму”. Дома вы должны были дочитать рассказ и по вопросу 3 дать характеристику Герасиму, описать его.

- И. С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? (Значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее “уважаемый”, “почтенный”).

И некоторые из вас в своих ответах доказали, что это имя соответствует герою.

- Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?” Зачитайте отрывок из текста: “Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его не истомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником”.

- Тургенев также подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

– Описывая своего героя, Тургенев, использует гиперболы (преувеличения) в тексте. Например:

- он работал за четверых;

– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…

Всем этим автор показывает мощь и силу своего героя и не только физическую, но и духовную нравственную.

Словарная работа Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек,этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Работа по анализу произведения

Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Зачитайте отрывок из текста:

“Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака. ”

– Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Зачитайте отрывок из текста:

“…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики. ”

- Вспомните эпизоды столкновений между обитателями барского дома.

- Чем же Герасим выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?

(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой.)

- Что автор говорит о его отношении к делу?

(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса).

- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни.)

- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)

Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.

- В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)

- Тяжело было Герасиму в городе?

Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме.

“Светлым пятном” в жизни Герасима была Татьяна.

- За что она приглянулась ему? (“Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!”)

- В чём сходство Герасима и Татьяны?-

- Что решила причудливая старуха -барыня? (Выдать Татьяну за пьяницу Капитона)

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?

Зачитайте в тексте; «Хитрость удалась как нельзя лучше.»

И как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.

- Трудно далось ему это? (Горе его было так велико.)

ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.

- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.

«Когда же все было готово, и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: “С богом!”, Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки”.

– Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? (Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, “вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок. ”.)

- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?

Подведение итогов урока - Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И. С. Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. Постарайтесь задуматься над этим вопросом дома.

Домашнее задание Дайте развернутый ответ на вопрос 4 на стр. 223 учебника.

Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.

Библиотека изображений:

Публикация Дистанционный урок литературы в 5 классе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Белотелова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дистанционный урок литературы в 5 классе
Опубликовано: 2 января 2022 в 16:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД