МААМ-картинки

Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

Оксана Лапа
Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников

Л. С. Выготский отмечал: «Ребенок по своим особенностям способен к тому, чтобы какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».

Публикация «Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников» размещена в разделах

Дифференцированное обучение и воспитание- это форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию образовательного процесса для различных групп детей.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп с целью учета особенностей их контингента; это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Цель дифференциации :

- обучение каждого на уровне его возможностей, способностей;

- адаптации обучения к особенностям различных групп детей.

обучающая цель - содействие реализации учебно-воспитательных программ посредством повышения уровня знаний и навыков каждого ребенка в отдельности, уменьшение его отставания, углубление и расширение знаний исходя из интересов и способностей умственного и психологического развития;

– -развивающая цель - формирование и развитие логического мышления дошкольников, умение трудиться при опоре на зону ближайшего развития;

воспитывающая цель - создание предпосылок для развития интересов и способностей ребенка.

В методике развития речи дифференциация нередко не направлена на решение всех указанных целей и осуществляется с учетом уровня именно речевого развития.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию :

- по уровню умственного развития (уровню достижений);

- возрастному составу (разновозрастные группы);

- по полу (мужские, женские, смешанные группы, команды);

- личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту);

- уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха);

- области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т. д.).

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной дидактике однозначной оценки; в ней имеются на ряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

Положительные аспекты уровня умственного развития дифференциации :

– исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;

- у воспитателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в группе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;

- появляется возможность более эффективно работать с трудными детьми, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных детей быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- повышается уровень «Я - концепции» : сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать радость от успеха, избавиться от комплекса неполноценности;

- повышается уровень мотивации обучения в сильных группах;

- в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче обучаться.

Отрицательные аспекты уровневой дифференциации :

- деление детей по уровню развития негуманно (слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, поучать от них помощь, соревноваться с ними; высвечивается социально-экономическое неравенство; перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства);

- несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети;

- понижается уровень «Я - концепции» (в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости);

- понижается уровень мотивации ученья в слабых группах.

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения :

- внутрипредметная дифференциация (автор Гузик Н. П.);

- уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (автор Фирсов В. В.);

- культурно-воспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (автор Закатова И. В.).

Одной из задач дифференциации является создание и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей; содействие различными средствами выполнению учебных программ каждым ребенком, предупреждение неусваемости программного материала, развитие познавательных интересов и личностных качеств.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Библиотека изображений:

Публикация Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Лапа на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дифференцированный подход в обучении и воспитании дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2024 в 12:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД