Папки-передвижки

Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ

Светлана Александровна Воронова
Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ

Предметная и игровая деятельность являются важнейшими составляющими развития познавательной сферы дошкольника с комплексными нарушениями развития. Манипуляции и действия с предметами обеспечивают одновременно чувственную и практическую основу освоения окружающего мира, актуализируют ранее сформированные представления, создают предметно-практическую базу для развития мыслительных операций, развивают знаково-символическую функцию мышления и речи. Необходимость выделения данного направления в качестве самостоятельного аспекта коррекционно-развивающей работы обусловлена особенностями развития предметно-манипулятивной и игровой деятельности при комплексных нарушениях развития, которые наблюдаются как в дошкольном, так и в школьном возрасте. У детей с ОВЗ одной возрастной группы наблюдаются разные этапы сформированности предметной и игровой деятельности, а освоение каждого из них занимает длительный срок (Т. А. Басилова, 1994). В одних случаях это стереотипные, повторяющиеся действия с предметами, направленные в большей мере на самостимуляцию. В других случаях — специфические манипуляции и предметные действия, основанные на выделении их свойств и качеств. В третьих — предметно-игровые действия процессуального характера. У старших дошкольников, которые уже имеют опыт систематического обучения, могут наблюдаться элементы ролевой игры : создание игрового замысла, распределение ролей, выбор игровых атрибутов. Анализ содержания всех этапов спонтанного и целенаправленного развития предметных и игровых действий у детей с комплексными нарушениями развития показывает, что одной из наиболее важных проблем, негативно влияющих на овладение данными видами деятельности, являются трудности понимания и включения в игры предметов-заместителей. Это приводит к формализации предметно-игровых действий, не дает возможность развиваться игровому замыслу, существенно сокращает содержательную сторону игры, придавая ей характер многократных повторений ранее освоенных способов действий с предметами и игрушками, цепочек игровых действий (даже при наличии признаков ролевого поведения). Основу для развития предметной и игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями развития составляют совместно-разделенные действия, построенные на подражательной основе. Взрослый демонстрирует образец игрового поведения всеми способами, доступными пониманию ребенком и хотя бы частичной реализации им (зрительно, тактильно-осязательно, жестово-мимически, вербально). При знакомстве с новой игрой, в зависимости от ее содержания, целесообразно создавать условия для целостного и детализированного (поэтапного) анализа предметно-игровых действий. Для его осуществления используются знакомые жесты; прием «рука в руку», который позволяет направить внимание ребенка на разные характеристики предмета, стимулировать самостоятельные познавательные действия. Уместно выполнение дошкольником анализирующих движений сразу двумя руками. Степень участия взрослого в предметно-игровой деятельности меняется в зависимости от новизны предмета или действий с ними; количества этапов, из которых состоит игровое действие; активности ребенка и т. д. Важным аспектом в работе с дошкольником с комплексными нарушениями развития является предоставление ему возможности самостоятельного манипулирования и игр с различными объектами окружающей среды при сохранении контролирующей функции взрослого. Она может быть направлена на предупреждение появления самостимулирующих действий, непродуктивности игрового поведения. В связи с наличием трудностей осознания заместительного значения игрушек по отношению к объектам и явлениям окружающего мира (тенденции к прямому переносу способа предметно-игрового действия с игрушки на реальные объекты и обратно) большое внимание на всех этапах коррекционно-развивающей работы уделяется обучению действиям с предметами-заместителями. Внимание ребенка обращается на критерии их выбора, адекватность использования в различных игровых ситуациях. Особое значение это приобретает на этапе формирования сюжетной игры, где активно используются куклы или игрушки, изображающие животных. С целью профилактики появления неадекватных действий (кормление куклы настоящей пищей) в качестве участника в игры привлекается другой взрослый или сверстник. Ребенку демонстрируются близкие по содержанию, но различающиеся по реализации образцы ролевого поведения в парах: человек и объект его действий, кукла и предмет-заместитель. Например: мытье ребенком рук с мылом и имитация этих действий с помощью жестов, одевание ребенка на прогулку и имитация этих действий с куклой. Игры, обеспечивающие формирование предметно-игровой деятельности, проводятся индивидуально или малыми группами по 2–3 ребенка. При необходимости к организации игр привлекается второй взрослый. Для реализации предметно-игровых действий используются игрушки, различные предметы окружающей среды. Следует обратить внимание на их внешние качества и функциональные свойства, которые могут как увеличить степень познавательной активности, так и снизить ее. Например, яркие, но естественные цвета предметов привлекают внимание ребенка, способствуют развитию мотивации к действиям с ними. Звучащие предметы и игрушки также усиливают интерес ребенка, в то время как заводные, длинноворсовые могут вызвать защитно-оборонительные реакции, отказ от участия в совместной деятельности. Большее значение в процессе организации работы по развитию предметно-игровой деятельности ребенка с комплексными нарушениями имеет выбор средств коммуникации, так как именно они обеспечивают полноту понимания и реализации поставленной перед дошкольником задачи. Поэтому в зависимости от тяжести нарушений зрения, слуха, движений соотношение вербальных и невербальных средств общения, а также использование наглядно-тактильных, наглядно-зрительных и наглядно-слуховых приемов развития игровой деятельности может и должно изменяться даже в условиях реализации одной обучающей задачи. Учитывая возрастные закономерности и этапы развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, условно можно выделить следующие группы игр, направленные на формирование предметно- игровых действий :

Публикация «Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах

1. Предметно-манипулятивные игры;

2. Игры на развитие орудийных действий;

3. Игры с предметами-заместителями;

4. Сюжетно-отобразительные игры;

5. Сюжетно-ролевые игры (игры с элементами ролевого поведения).

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детейАтрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» как средство стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей Самое начало жизни ребенка, это дошкольный возраст, когда он только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Дидактические игры по развитию восприятия цвета для детей раннего возрастаДидактические игры по развитию восприятия цвета для детей раннего возраста Предлагаю вам игры, изготовленные своими руками, которые способствуют развитию восприятия цвета. Авторская дидактическая игра «Подбери солнышко».

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактическое панно для комплексной игровой деятельности по сенсорному развитию детей с ОВЗ «Конек-горбунок»Дидактическое панно для комплексной игровой деятельности по сенсорному развитию детей с ОВЗ «Конек-горбунок» Дидактическое панно «Конек-горбунок» Называю его с любовью -"Конь-людоед" «Я его слепила, из того что было…», а потом что было - то и.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста» Цель: показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи: 1. Обогащать чувственный опыт детей. 2. Учить обследовать.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Перспективное планирование «Дидактические игры по развитию речи дошкольников в совместной деятельности» Первая младшая группа (2-3 год жизни) Сентябрь, октябрь, ноябрь Основные задачи развития речи Звуковая культура речи Учить детей : правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ
Опубликовано: 6 мая 2023 в 21:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры по развитию предметно-игровой деятельности у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Александровна Воронова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД