Получи документы

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

Марина Владимировна Белозерцева
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

Филиал МДОУ детский сад «Сказка» в с. Антоновка Дергачевского района Саратовской области

Консультация для педагогов

на тему:

«Дидактическая игра как средство

сенсорного развития детей раннего возраста»

Воспитатель: Белозерцева Марина Владимировна

2023 г.

Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего

возраста.

Сл. 1 В жизни каждого человека, независимо от возраста есть такое понятие, как деятельность.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

Сл. 2 Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Сл. 3 Нам с вами известно, что деятельность человека делится на три этапа, которые сопровождают человека в определенные возрастные периоды. Это: Игра, Учеба и Труд. Все три вида деятельности переплетаются и взаимодействуют друг с другом, можно сказать, что каждый из этих видов деятельности взаимозависим от другого.

Сл. 4 Первый вид деятельности – Игра. Игра является достаточно эффективным средством воспитания дошкольников. Игры делятся на огромное количество видов. Сегодня в своей консультации с вами затрону тему: «дидактические игры как средство сенсорного развития для младших дошкольников»

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, коммуникативное навыки, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

Сл. 5 В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д. Его целью является обеспечение правильного развития ребенка.

Дети раннего возраста только начинают познавать мир. У них формируются первые понятия о формах и положении предметов. Малыши учатся манипулировать объектами. Главным условием гармоничного сенсорного развития считается обеспечение разнообразия воздействий. Поэтому мы, а также родители должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство. Большое внимание следует уделять проведению занятий с ребенком. К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств.

Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Ребенок формирует представления о цвете, звуках и размерах предметов.

Значение первых представлений очень велико.

Знакомство детей с такими сенсорными эталонами как форма, величина, цвет, пространство, звук, осуществляется непосредственно в игровой деятельности. Особую роль в развитии сенсорного опыта детей занимают

дидактические игры.

Сл. 6 Дидактические игры – это игры, которые имеют обучающий и развивающий характер, а также способствуют психофизическому развитию ребенка в целом. С помощью дидактических игр мы с вами приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Сенсорные знания учат пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить ребенка с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Многие дидактические игры ставят перед детьми разные задачи.

Сл. 7 Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть :

• по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

• по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);

• по развитию речи (пополнению и активизации словаря);

• по ознакомлению с природой;

• по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;

• нравственное воспитание малышей;

развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Мы с вами должны отметить, что все вышеперечисленные задачи и содержания косвенно или напрямую связанны с сенсорным развитием.

На что же нужно обратить акцентировать внимание, приобщая и развивая ребенка при помощи дидактических игр.

Сл. 8 Ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: • цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; • форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; • величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; • звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, человеческой речи различной громкости; • элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. Сначала в определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные. Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета, а затем к обучению его названиям цветов. На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой, в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора). На улице, в группе, в гостях обращаем внимание детей на четыре основных цвета: красный, синий, желтый, зеленый; спрашиваем о названии цвета.

Сл. 9-10 Научить ребенка оперировать цветами спектра, классифицировать предметы по признаку – цвет поможет игра «Разложи по цвету» Игра Сортер. Приготовим 4 коробки (банки, контейнеры и др., раскрасим их в четыре основных цвета. Подберем шарики (крышки, кружечки, мелкие одноцветные игрушки) соответствующих цветов. Ставим перед ребенком коробочки. «Смотри, что у меня есть – коробочки. Эта коробочка красная, эта синяя, эта – желтая, а вон – зеленая!» Таким же образом раскладываем шарики. «Шарики весело гуляли на солнышке, но вот пошел дождик. Шарикам нужно быстро спрятаться в домике-коробочке. У каждого шарика свой домик. У синего шарика… дай мне синий шарик, у синего шарика – синий домик (кладем шарик в синюю коробочку, сравниваем сходство цвета шарики и коробочки). Остальные шарики ребенок разложит сам. Повторите игру, дав возможность ребенку разложить шарики без вашей помощи. Если ребенок ошибается, сравните цвет шарика с цветом коробки, вынудите ребенка исправить ошибку. В следующий раз увеличьте количество шариков. К примеру, по 5 шариков каждого цвета. В следующее использование игры шарики заменяем другими предметами, чтоб цвет для ребенка не ассоциировался с шариком, «не привязывался» к данному объекту.

Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Цвет».

Сл. 11-12 1. «Накормим уточек». Материал: 4 небольшие емкости основных цветов и наполнение для них таких же цветов (мозаика, крышки, маленькие кубики и так далее на усмотрение педагога, уточки (можно вырезать из цветного картона). Весь материал представлен в 4 цветах: красный, желтый, зеленый, синий. Ход игры: педагог демонстрирует уточек, обращая внимание на их цвет. Затем предлагает детям покормить их, но обязательно с той тарелочки того цвета, какого сама птичка. Дети заполняют емкости деталями соответствующих цветов и соотносят их с цветом птички.

Сл 13-14 2. «Бабочки». Материал: вырезанные либо наклеенные на картон половинки бабочек различных цветов, вторые половинки бабочек (по количеству детей). Ход игры: педагог показывает детям половинки бабочек и говорит, что бабочки летали и потеряли свои крылышки. «Как же мы можем им помочь? Давайте найдем среди этих крылышек (показывает вторые половинки) подходящие для каждой бабочки». Дети находят для каждой бабочки крылышки соответствующих цветов и прикладывают их либо приклеивают.

Сл 15 4. «Дорожка» Материал: разноцветные конструктор (красные, желтые, зеленые, синие, пластилиновые основы по количеству детей с изображением домика. Ход игры: педагог предлагает вниманию детей пластилиновые основы и предлагает детям придумать, кто же живет в домике. Затем говорит: «Но посмотрите, ребята, к вашим домикам нет дорожек, как же мышке (зайке, собачке) до него добраться? Давайте мы вами сейчас построим дорожки к домикам, чтобы их жители смогли по ним пройти». Дети выкладывают камушки на основу, чередуя их по цветам.

Сл. 16-17- Важными сенсорными эталонами являются геометрические фигуры. Ведь все предметы, объекты окружающего мира имеют форму, которая так или иначе рассматривается в сравнении с эталоном. При ознакомлении с геометрической формой, важным становится не только компонент зрительного восприятия, но и компонент тактильных ощущений, тактильного восприятия. Для ознакомления детей с геометрическими фигурами, вырезаем из картона плоскостные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Знакомим с геометрическими фигурами постепенно. Начинаем с круга. Самым известным персонажем для маленьких детей является колобок или солныщко. Спросите, знает ли ребенок, как, на что он похож? Предложите погладить круг, обратите внимание, что он гладкий, нет острых уголков, что он может кататься. Круг хочет погостить у вас. Разместите круг на уровне глаз ребенка. Поищите в предметах ближайшего окружения предметы, похожие на круг (тарелка, колесо от машинки и др.). Так же гостями комнаты становятся и другие фигуры- человечки.

На прогулке, в помещении обращайте внимание ребенка на форму объектов окружающей действительности. Научить классифицировать предметы по форме поможет игра.

Сл. 18 Разложи фигуры на места На первом этапе игры предложите ребенку раскладывать геометрические фигуры: квадратики, кружочки, треугольники, овалы, прямоугольники по своим «домикам». Затем стоит усложнить игру. Вместо геометрических фигурок предложите по «домикам» раскладывать картинки с изображением предметов: стол, окно, аквариум, тарелка, крыша дома и т. д. Таким образом, вы будете способствовать не только развитию восприятия, но и развитию у него наглядно образного мышления.

В раннем возрасте ребенку свойственно определять величину объектов окружающего мира понятиями «большой» и «маленький». Важно познакомить ребенка и с другими понятиями «высокий» и «низкий», «длинный» и «короткий», «широкий» и «узкий», научить ребенка употреблять эти слова- понятия по назначению. А так как в раннем возрасте мышление ребенка наглядно-действенное, будем знакомить ребенка с вышеперечисленными понятиями через действия с предметами. Подскажите, покажите ребенку как правильно сравнить данные ему предметы, используйте приемы приложения и наложения одного предмета на другой. Важно самим взрослым правильно употреблять понятие величины: пирамидки большая и маленькая, либо ленточки длинная и короткая.

Сл. 19. Дидактические игры, направленные на усвоение сенсорного эталона «Величина».

. «Уложим куклу спать». Материал: две куклы (большая и маленькая, две кроватки (большая и маленькая). Ход игры: в гости к ребятам приходят две куклы - большая и маленькая. Дети дают куклам имена, играют с ними. Затем педагог говорит, что куклы устали и хотят спать. Дети должны уложить кукол спать на кровати, но нужно внимательно посмотреть, какой кукле какая кровать подойдет. Нужно добиться от детей словесного обозначения величин (большой кукле - большая кровать, маленькой - маленькая). Данная игра научит деток соотносить предметы по величине, учитывая ее в практических действиях.

Сл. 20-21 Для ознакомления детей младшего возраста с такими характеристиками предметов, как цвет, форма и величина, я эффективно использую различные виды деятельности (конструирование, изобразительную деятельность, игры с сенсорным материалом (шнуровки, прищепки, застежки, мозаика) но наибольшее внимание уделяется мной дидактическим играм.

Дидактическую игру мы используем не только в образовательной деятельности, но и в условиях повседневной жизни детей. Основными методами деятельности педагога с детьми являются: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности. Когда детям предлагаются игры, они достаточно живо и с интересом принимают участие. Для поддержания интереса вводится соревновательный момент.

Если вы хотите, чтобы дидактические игры дали ребенку толчок в развитии, то должны сделать все, чтобы занятия с дидактическим материалом приносило ребенку как можно больше положительных эмоций. Для этого воспитателю необходимо владеть профессиональной навыками: уметь расположить к себе ребенка, сформировать доверительную атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя спокойно, уметь видеть его состояние в каждый момент совместной деятельности и быстро реагировать на изменения в его поведении и эмоциональном состоянии.

Подводя итог можно отметить, что дидактические игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, с их помощью осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию сенсорных способностей.

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

Сл. 22

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторикиДидактическая игра-пособие «Елочка» для сенсорного развития малышей и развития мелкой моторики Вязаные игрушки и пособия - это отличный тренажер для маленьких пальчиков. Поверхность вязаного пособия имеет ребристую структуру, которая.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация и презентация «Бизиборд как средство сенсорного развития детей 3–4 лет» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «ТОПОЛЁК» Презентация: «Бизиборд-как средство.

Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу представить Вам ЛЭПБУК, в котором размещены дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления,.

Пособия для сенсорного развития детей раннего возрастаПособия для сенсорного развития детей раннего возраста Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 18 июля 2023 в 08:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД