МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Ирина Просёлкова
Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Основные функции дидактической игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Публикация «Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры - непосредственно образовательной деятельности, дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей с ОВЗ. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Структура дидактической игры. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача - определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.

Игровые действия - дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Методика организации дидактических игр у детей с нарушениями речи.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трё х основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь).

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения или в свободное от образовательной деятельности и других режимных процессов время);

• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

• определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки);

подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

• подготовка к игре детей : обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

При проведении дидактических игр с детьми с ограниченными возможностями здоровья мною использовать такие педагогические приемы, как:

одновременное выполнение игрового задания с несколькими детьми, при этом каждый занят своим делом и не следит за действиями других, взрослый наблюдает за выполнением заданий и по окончании игры даёт оценку действий каждого ребёнка;

использование вопросов типа «Подумай, во что мы будем играть /нацеливают на игру, предупреждают излишние вопросы, позволяют задавать вопросы по предыдущим шрам/, «С кем ты будешь играть /даю установку на коллективность в игре/;

напоминание инструкции /необходимость этого определяется недостаточным развитием вербальной памяти и недостаточным словарным запасом детей с системными нарушениями речи/;

анализ полученного результата /напоминание об обязательности сравнения результата с образцом; о проверке соответствия результата правилам и помощь в формировании вывода о качестве работы/.

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом мною обращалось внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого я учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, я направляю действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры спрашивала у детей, понравилась ли им игра, и обещала, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, во избежении впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Педагогическая ценность дидактических игр.

• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

• Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

• Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли и чувства в слове.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР".

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста Тема: «Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Составитель: Смагина Светлана Валерьевна Должность:.

Игры с блоками Дьенеша как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта проекта: «Игры с блоками Дьенеша, как средство формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Дидактическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время необычайно возрос интерес к проблемам нравственного воспитания подрастающего поколения. Социально-экономические и политические.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Младший дошкольный возраст — это совершенно особый.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида.

Семинар «Развивающие игры как средство формирования психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» Актуальность данной работы заключается в том, что у детей с задержкой психического развития при поступлении в школу обнаруживается недостаточность.

Библиотека изображений:

Публикация Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Просёлкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования сенсорного эталона цвета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 5 мая 2016 в 22:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД