Лучший педагог года

Дети с нарушениями интеллекта

Черноусова Юлия
Дети с нарушениями интеллекта

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое

нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного

мозга.

Среди форм умственной отсталости олигофрения, или общее психическое

недоразвитие, встречается наиболее часто. В отечественной психиатрии существует

взгляд на олигофрению как на необратимое состояние недоразвития и искаженного

развития психики с ведущими признаками недостаточности высших познавательных

функций.

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко

Публикация «Дети с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе

органического поражения центральной нервной системы.

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности

в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной

нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект,

но и эмоционально-волевая сфера.

Современные исследования показали, что у умственно отсталых имеются довольно

грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия

процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных

систем. Все это является физиологической основой нарушения психической деятельности

ребенка, включая процессы познания, эмоции, личности в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов,

которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают

потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы

недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные

представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии

оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщенность восприятия, его темп.

Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала,

усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей

между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства

и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих

сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета,

причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением, являющимся главным инструментом

познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение,

обобщение, абстракция. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно

сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только

общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства

анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является

некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило,

не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно

связаны с особенностью их памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение

и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как

формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние,

случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние

логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируется

произвольное запоминание. Слабость памяти у умственно отсталых не только в

трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за

непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как

опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым.

У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов

восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление

образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие

познавательной деятельности. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и

носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно

отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако

преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с волевым

напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и

не пытаются преодолевать.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной

деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы. Чем выраженнее умственная

отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмоции

неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные.

Публикации по теме:

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКоммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А. МАДОУ «Детский.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Библиотека изображений:

Публикация Дети с нарушениями интеллекта (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Черноусова Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Дети с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 11 января 2023 в 22:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД