МААМ-картинки

Деловая игра «Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды»

Карина Карпушина
Деловая игра «Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды»

Цель: выявление и обобщение знаний руководителей ДОО об организации развивающей предметно-пространственной среды согласно требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности руководителей в области организации РППС;

- активизировать деятельность педагогов ДОО по проектированию РППС

- формировать умения проектировать и прогнозировать РППС в группах ДОУ;

Оборудование: презентация с заданиями, листы бумаги для моделирования РППС в группах ДОО, фломастеры.

Публикация «Деловая игра „Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды“» размещена в разделах

Ход деловой игры.

Вступительная часть. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды должен продолжаться непрерывно, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО педагогический процесс должен быть более свободным, гибким, дифференцированным, педагогам необходимо гуманизировать отношения между всеми участниками образовательных отношений. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

Задача педагогов состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Ведущий предлагает участникам принять участие в деловой игре и разделиться на 2 команды.

Все участники делятся на 2 команды путем жеребьевки, придумывают название команды и выбирают капитанов. Ведущий объясняет правила игры:

1. Командам предлагаются различные игровые задания, для выполнения которых от участников требуются внимание и выдержка: сначала внимательно слушай и только потом отвечай!

2. Право на ответ имеет тот, кто первый позвонит в колокольчик. При нарушении этого правила, ответы не принимаются и баллы не засчитываются.

3. Если одна команда допускает ошибку при ответе на вопрос, право на ответ получает другая команда.

4. За быстроту реакции и правильность ответа команды получают баллы. Итоги игры подводятся подсчётом баллов.

Представление членов жюри.

Ведущий: Уважаемые коллеги, преступим к игре.

1. Задание «Мозговой штурм» - 14 баллов

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования. Как Вы думаете, какие?

Ответы. - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», гл. 3, ст. 32 «Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств»;

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» :

основные принципы дошкольного образования (п. 1.4 ФГОС);

направленность задач стандарта (п. 1.6 ФГОС);

определение предметно-пространственной среды (п. 3.6.3 ФГОС);

рассмотрение РППС в единстве и взаимосвязи всех аспектов образовательной среды для детей дошкольного возраста (п. 2.8 ФГОС);

требования к РППС как условию реализации ООП ДО (п. 3.3 ФГОС)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Санитарные правила 2.4. 3648-20:

к санитарному состоянию группы (п. 2.11.2 СП 2.4.3648-20);

маркировке мебели и крупного игрового оборудования в соответствии с возрастом детей (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20);

внешнему виду помещения, эстетике оформления;

наличию сертификатов на игрушки и игровое оборудование, мебель (п. 3.2.3 СП 2.4.3648-20);

естественному освещению помещений (п. 2.8 СП 2.4.3648-20);

исправности и сохранности материалов и оборудования (п. 3.2.3 СП 2.4.3648-20)

- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)

Расшифруйте аббревиатуру РППС и что понимают под РППС.

Ответы. (Развивающая предметно – пространственная среда. Под развивающей предметно – пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом)

Что должна обеспечивать РППС?

Ответы. (РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей, о так же возможность уединения).

Что необходимо учитывать при организации РППС?

Ответы. (Реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей).

Какие требования к РППС необходимо учитывать для реализации ООП ДО?

Ответы. ( РППС должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной)

Чему должна соответствовать насыщенность РППС?

Ответы. (Насыщенность РППС должна соответствовать возрастным возможностям и содержанию Программы).

Что предполагает трансформируемость РППС?

Ответы. (Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации).

Что предполагает полифункциональность материалов?

Ответы. (Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.).

Что предполагает вариативность среды?

Ответы. (Вариативность среды предполагает наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей).

Что предполагает доступность среды?

Ответы. (Доступность среды предполагает для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования).

2. Игровое задание «Конкурс капитанов» - 10 баллов

Ведущий приглашает капитанов выйти и выбрать листочек с заданием (можно совещаться с командой, но за это вычитается 5 баллов)

• От чего, зависит предметно-пространственная среда в группе?

ответ: От возраста, уровня развития ребенка, содержания деятельности, личного опыта ребенка, типа образовательного учреждения.

• Почему, среда называется развивающей?

ответ: Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.

3. Скоростной «Блиц-опрос»

Каждой команде по очереди задаются вопросы. Ваша задача – ответить на них.

- система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);

- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т. д. («магазин»);

- к какому уголку для сюжетно-ролевых игр принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т. д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);

- к какому центру предметно-развивающей среды принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т. д. («Центр экспериментирования»);

- о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта? («Центр физического развития»);

- о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);

- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);

- какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов : книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь погоды? (познание);

- как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);

- как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);

- перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной).

4. Игровое задание «Модераторы РППС в ДОУ» - 15 баллов

Командам предлагается смоделировать развивающую предметно-пространственную среду в группе ДОО по одной из образовательных областей. Нарисовать в виде плана или схематично, а при защите рассказать, где будут присутствовать все те требования, прописанные во ФГОС. Оценивается разнообразие материалов, оригинальность подходов и идей.

1 команда – познавательное развитие,

2 команда – социально-коммуникативное.

Подведение итогов игры.

Слово предоставляется членам жюри. По итогу деловой игры побеждает та команда, которая набрала больше баллов и получает медаль «Знаток РППС».

Публикации по теме:

Анализ предметно–пространственной развивающей среды ДОУ Анализ предметно –пространственной развивающей среды ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда групп организована в виде хорошо.

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна»Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» Из опыта работы по организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ «Театральная страна» «Театр-это волшебный мир. Он даёт.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУСоздание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Принцип создания предметно-пространственной развивающей среды - окружающая среда не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая,.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Библиотека изображений:

Публикация Деловая игра «Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Карина Карпушина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Деловая игра «Знатоки организации развивающей предметно-пространственной среды»
Опубликовано: 18 марта 2022 в 20:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД