МААМ-картинки

Деловая игра для педагогов «Дети и художественная литература»

Ирина Мироновская
Деловая игра для педагогов «Дети и художественная литература»

Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе, раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Ход:

Уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературы общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.

Публикация «Деловая игра для педагогов „Дети и художественная литература“» размещена в разделах

Я представляю 2 команды:

1 – «Снегурочка», 2 – «Аленушка» (у команд на груди эмблемы). Прошу выбрать капитанов команд. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний.

Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные бубны. Если вы знаете ответ, то прежде должны хлопнуть в бубен, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после удара в бубен. Очки представляются в форме календариков. Командам все понятно…Тогда приступим.

Игроки двух команд «Снегурочка» и «Аленушка» отвечают поочередно на вопросы.

1 задание «Вспомните, кто говорил эти волшебные слова» :

1. «По щучьему веленью, по моему хотенью…» (Емеля).

2. «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» (Иван – дурак).

1. «Спи, глазок, спи, другой» (Хаврошечка).

2. «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная?» (Морозко).

1. «Как мне не печалится, серый волк, остался я без доброго коня…» (Иван – царевич).

2. «Несу косу на плечах, хочу лису посечи, пошла, лиса с печи!» (Заюшкина избушка).

2 задание «Закончите пословицу» :

1. «Грамоте учиться - …» (всегда пригодится).

2. «Не хвали себя - ….» (есть умней тебя).

1. «Человек без родины - ….» (соловей без песни).

2. «Нет друга, ищи, а нашел - ….» (береги).

1. «Умный себя винит, глупый - …» (своего товарища).

2. Ранняя пташка, носок прочищает, а поздняя -…»(глаза продирает).

1. «Где хотенье….» (там и уменье).

2. «У лентяя Федорки….» (всегда отговорки).

3 задание «К какому устному народному творчеству это относится» :

1) Над сугробом синь - синь, под сугробом тень – тень.

Капли с крыши дзинь – дзинь,а синицы цвинь- цвинь,

Рван кафтанчик скинь – скинь, целенький надень.

(тараторка)

2) Возле грядки две – лопатки, возле кадки – два ведра,

После утренней зарядки, мы работали на грядке,

И посадки все в порядке, из теперь полить пора!

(скороговорка)

3) Петушок, петушок, покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем,

Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать!

(считалка)

4) Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. (пословица)

5) В темной темнице красны девицы,

Без нитки, без спицы,вяжут вязеницы. (пчелы в улье)

(загадка)

6) На дубу свинья гнездо свила, гнездо свила, деток вывела.

(небылица)

7) Наша доченька в дому, что оладушек в меду,

Что оладушек в меду, сладко яблоко в саду.

(потешка)

8) На столе лежит арбуз, на арбузе – муха,

Муха злится на арбуз, что не лезет в брюхо.

(частушка)

9) Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые….(былина)

10) В некотором царстве, в некотором государстве…. (сказка)

11) Дождик, дождик, посильней, чтобы было веселей,

Мои гуси дома не боятся грома.

(закличка)

12) Бабочка – коробочка полети на облачко,

Там твои детки на березовой ветке.

(приговорка)

13) Антошка – картошка соломенная ножка,

Сам с ноготок, голова с локоток.

(дразнилка)

14) Чок, чок, чок зубки на крючок,

Кто слово скажет, тому в лоб щелчок!

(молчанка)

15) – Я медведя поймал - так веди сюда.

- Не идет- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

(перекличка)

16) Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из–под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез. (перевертыш)

4 Задание «Какой возрастной группе соответствуют данные задачи» (найди правильный ответ) :

1. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действий в сказке, сочувствовать положительным героям. а) средняя группа

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения,но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. б) 2 младшая группа

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. в)старшая группа

Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. г)подготовительная

Правильный ответ: 1) б; 2) а; 3) г; 4) в.

5 Задание «назвать этапы работы по инсценировке с детьми стихотворений»

Ответы:

1. Знакомство с произведением, заучивание наизусть.

2. Проигрывание сюжета в играх - этюдах. Например, воспитатель изображает маму сороконожку, а ребята – деток сороконожек. Дети импровизируют.

Обсуждение сюжета.

Работа над интонацией, тренировка четкого произношения, дикции.

Работа над пластикой.

6 Задание «Скажи по – другому»

1. «Душа в пятки ушла» - (испугался).

2. «Задал стрекоча» - (убежал).

1. «Выбился из сил» - (устал).

2. «Задрал нос» - (зазнался).

7 Задание «Отгадай загадки про сказки»

Задание в конвертах для каждой команды пронумерованы. Капитаны выбирают понравившиеся 3 конверта. В них загадки про сказки, которые необходимо отгадать. Название сказки и есть отгадка. На выполнение 1 минута.

1. Не лежалось на окошке покатился по дорожке. «Колобок»

2. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том в конце концов, стало множество жильцов. «Теремок»

3. Ах ты, Петя, простота, сплоховал немножко,

Не послушался кота, выглянул в окошко «Петушок – Золотой гребешок»

4. Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

5. Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. «Снегурочка»

6. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра. «По щучьему веленью»

8 Задание «Назови писателей»

Попрошу капитанов команд выйти. Вам необходимо разгадать кроссворд, в котором зашифрованы фамилии писателей. Приступайте у вас 2 минуты. Капитаны получают листы с заданием.

1. Если мальчик любит мыло и зубной порошок,

Этот мальчик очень милый поступает хорошо. (В. Маяковский)

2. Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной фуражке?

Это он, это он – ленинградский почтальон. (С. Маршак)

3. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился –

Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. (А. Пушкин)

4. В одном переулке стояли дома. В одном из домов жил упрямый Фома.

Ни дома, нив школе, нигде, никому

Не верил упрямый Фома ничему. (С. Михалков)

5. Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам! (К. Чуковский)

1

2

3

4

5

9 Задание «Узнай и нарисуй»

Команды выбирают карточки с заданием, отгадывают его. Один из представителей команды со вторым направляющим с завязанными глазами изображает фрагмент сказки.

Карточка 1

Принесла овсяной кашки – отвернулся он от чашки

Принесла ему редиски – отвернулся он от миски. (Я. Маршак «Усатый – полосатый)

Карточка 2

Взял и клюнул таракана – вот и нету великана.

Поделом великану досталося и усов от него не осталося. (К. И. Чуковский)

10 Задание «Стихи»

В файлах лежат картины с изображением времен года, команды выбирают по 2 файла, достают картины и рассказывают стихи о том времени года, которое изображено на картине. Очки присуждаются за интонационную выразительность речи.

Дополнительный вопрос:

1. Назовите писателей, которые писали о природе. (В. Бианки, Е. Чарушин, Д. Мамин – Сибиряк, В. Сладков, К. Паустовский, М. Пришвин)

2. Назовите поэтов, писавших о природе (А. С. Пушкин, А. Фет, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, С. Есенин, А. Плещеев).

11 Задание «Назови одним словом»

Проводится в форме блиц – опроса. Задания читаются быстро, не повторяются. В бубен стучать не нужно.

1 команда «Снегурочка» :

1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое – либо явление. (поговорка)

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом и моралью. (басня)

3. Устное – народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях. (былина)

4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (анекдот).

2 команда «Аленушка» :

1. Устное народное творчество, народная мудрость. (фольклор)

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (песня)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (загадка)

4. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (пословица).

5. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (частушка)

12 Задание «От имени кого и о ком ведется рассказ»

1. «Он решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Он думал, что все такие простаки, как его бабушка и дедушка. Сам оказался глупым хвастунишкой, вот и поплатился за это. А я его перехитрила». (Лиса о колобке)

2. «Она хорошая девушка. Добрая, заботливая. Но надо же знать себя. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю…. Зачем было через меня прыгать?» (Огонь о Снегурочке)

13 Задание «Тренировка смысловой памяти»

На мольберте 5 картинок под каждой написано слово, и каждая изображена на цветном фоне. Командам на скорость необходимо воспроизвести через минуту на бумаге то, они запомнили. При выставлении очков учитывается скорость и правильность ответов.

Рисунок: Слово:

Микстура-доктор; Солнце-крокодил; Мочалка -Мойдодыр; Усы -таракан; Телефон -слон.

14 Задание «Составь слово из слогов и отгадай сказку»(в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда «Снегурочка»

Кашечрохав («Хаврошечка», Боклоко («Колобок», Зоркомо («Морозко»).

2 команда «Аленушка»

Гукароснеч («Снегурочка», Комерет («Теремок», Черкануш («Чернушка»).

15 Задание «Собери портрет писателя и выбери нужные произведения»

Командам предлагается собрать портрет писателя, предварительно выбрав нужные фрагменты (сзади каждого фрагмента будет указан цвет, который вначале задания разыгрывается между командами). Вместе с фрагментами команда получает бланки, на которых указаны произведения 2 писателей. Командам необходимо отметить те, которые принадлежат перу писателя, чей портрет они собрали.

С. А. Маршак К. И. Чуковский

«Сказка о глупом мышонке»-«Перчатки»; «Пудель»- «Цирк»;

«Багаж»-«Веселые чижи»; «Вот какой рассеянный»-«Телефон»;

«Веселый счет от 1 до 10»-«Краденое солнце»;

«Про все на свете»-«Айболит»; «Кошкин дом»- «Елка»;

«Усатый – полосатый»-«Тараканище»; «Пограничники»- «Федорино горе»;

«Мяч»- «Мойдодыр»; «Двенадцать месяцев»- «Катауси – Мауси»;

«Пожар» - «Жил на свете человек»; «Котята»- «Закаляка»;

«Рассказ о неизвестном герое» - «Храбрецы».

С. А. Маршак:

«Сказка о глупом мышонке», «Перчатки», «Пудель», «Цирк», «Багаж», «Веселые чижи», «Вот какой рассеянный», «Телефон», «Веселый счет от 1 до 10», «Краденое солнце», «Про все на свете», «Айболит», «Кошкин дом», «Елка».

К. И. Чуковский:

«Усатый–полосатый», «Тараканище», «Пограничники», «Федорино горе», «Мяч», «Мойдодыр», «Двенадцать месяцев», «Катауси – Мауси», «Пожар», «Жил на свете человек», «Котята», «Закаляка», «Рассказ о неизвестном герое», «Храбрецы».

На этом наша деловая игра закончилась. Подводим итоги.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Выпуск газеты» Цель: Систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы с родителями. Задачи: расширение знаний педагогов о.

Деловая игра для педагогов «Логика в математике»Деловая игра для педагогов «Логика в математике» Володина Мария Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на деловой игре «Логика в математике». А чтобы игра наша была плодотворной.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект итогового комплексного занятия в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) Итоговое комплексное занятие в средней группе (окружающий мир, математика, художественная литература) "В гостях у сказки. " Авторы занятия:.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 1 часть Содержание программы № п\п Тема Программные задачи Методические приёмы Компонент ДОУ Литература и наглядный материал Сентябрь 1 Диагностика.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 2 часть Декабрь. 13 Тематический компонент Заучивание стихотворения «Хнык». Познакомить детей с потешкой помочь понять ее содержание и запомнить.

Календарно-тематический план по разделу «Художественная литература» в старшей группе. 3 часть Март. 25 Аналитический компонент. Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса». Познакомить детей с русской народной сказкой, с.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Библиотека изображений:

Публикация Деловая игра для педагогов «Дети и художественная литература» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Мироновская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Деловая игра для педагогов «Дети и художественная литература»
Опубликовано: 6 декабря 2021 в 09:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД