Лучший педагог года

Cенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ

Наталия Косолапова
Cенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

История возникновения.

Концепция возникла в 50-гг в США. Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес – психолог, трудотерапевт, научный сотрудник Южно-Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Она первая заговорила о возможности лечения нарушений социальной интеграции.

В 1967 году открывается клиника, в которой идут исследования и применение метода сенсорной интеграции.

Публикация «Cенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

В 1972 году Анна Джин Айрес опубликовала свою первую книгу по теории сенсорной интеграции «Ребёнок и сенсорная интеграция». В книге калифорнийский трудотерапевт

А. Д. Айрес описывает собственный метод помощи больным детям и взрослым.

Развитие социальной интеграции доктор Айрис практиковала с 90-х годов прошлого века. Использовала в процессе терапии игры, специальное оборудование. Дети, взрослые с неврологическими нарушениями получали опыт воздействия на кинестетическую, аудиальную, визуальную, вестибулярную сферы. Адаптировались к сигналам, происходил процесс упорядочивания ощущений.

Необходимо отметить работы немецкого эрготерапевта Уллы Кислинг. Более 30 лет занимается с самыми разными детьми – как с теми, кому особенности восприятия мешают успешно адаптироваться в детском саду, или школе, так и с детьми с нарушениями общения и поведения.

В Польше метод сенсорной интеграции появился в 1993г. Его распространением занялась научная сотрудница Вайолет Ф. Маас.

Из российских исследователей можно выделить логопеда Марианну Ильиничну Лынскую (доцент кафедры дефектологии МГПУ им. Ленина, автора метода активации речи (МАР, автора проектов сенсорно-интегративных логопедических интенсивов для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР, ДЦП, РАС, с полным отсутствием речи. Наиболее известные в России сертифицированные эрготерапевты Каширина С. И и Голубева Ю. В., психолог и кинезиолог Лунина Н. В, нейропсихолог Вороновой М. Н.

Сенсорная интеграция по Джин Айрес -

это «неврологический процесс, который организует ощущения, как от собственного тела, так и ощущения, возникающие в результате внешних воздействий, и делает возможным использование тела в конкретной ситуации». Теория сенсорной интеграции, которая была разработана Джин Айрес, основана на системном подходе к функционированию мозга. Этот подход помогает осознать связь мозговых процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка. Это позволяет увидеть многие закономерности и корни проблем, таких как школьная неуспеваемость, поведение и т. п. Айрес показывает, что в большинстве случаев это не результат недостаточного воспитания ребенка, a задачи, требующие пристального внимания и планомерных занятий.

У детей с ОВЗ зачастую нарушена сенсорная интеграция, что приводит к недостаточному развитию одного или нескольких чувств – гипосензитивность, либо наоборот - преобладает чрезмерная чувствительность к раздражителям – гиперсинзитивность.

Признаки нарушения сенсорной интеграции у детей.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Она начинается очень рано, уже в утробе матери. У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии.

Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития, отсутствие речи, именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик.

Дети с такой проблемой кажутся истеричными, капризными, избалованными. На самом деле, причина деструктивных реакций кроется в нарушении ЦНС. Дисфункция сенсорной интеграции, как правило, встречается комплексная, т. е. когда нарушения проявляются в работе нескольких органов чувств.

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей :

1. Тактильная дисфункция - неспособность ощущать и различать прикосновения: эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались; проблемы с расчесыванием и мытьем головы; ребенок может избегать игр, где можно запачкаться или намочить одежду.

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети: боятся упасть, даже если нет такой угрозы; отказываются от качания на качелях, либо наоборот испытывают потребность в этом; не могут удержать равновесие; медленно и осторожно двигаются; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине.

3. Проприоцептивная (кинестезия) дисфункция: чрезмерная близость - ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства; проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми; шлепают ногами во время ходьбы; трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами.

4. Обонятельная дисфункция: не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи – предпочитают только определенный запах порошка; неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

5. Зрительная дисфункция: потребность постоянно укутываться с головой - непереносимость яркого света или же темноты; избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои; плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски; неуклюжесть.

6. Слуховая дисфункция: плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают; громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные.

7. Вкусовая дисфункция: определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все - землю, траву, ткань, зубную пасту; могут отказываться от воды, либо нюхают ее перед потреблением.

Решение проблемы.

Выявление сенсорных дисфункций и их коррекцию желательно проводить в 1-3 года, чтобы ребенок был готов к обучению в школе, взрослой самостоятельной жизни как полноценная личность. Для выявления проблемы сенсорной интеграции у детей во всемирной практике используется специальный тест. Коррекцию расстройства сенсорной интеграции у детей нужно проводить в игровой форме. Целью занятий является обогащение опыта детей в области чувств и ощущений. При этом малыши должны сами направлять свои действия, а специалист должен только помогать, подсказывать путь, организовывать подготовку к упражнению. Дети с расстройствами сенсорной интеграции в процессе коррекционных занятий получают новые тактильные, вестибулярные, аудиальные ощущения. Опыт не должен быть просто ознакомительным, ребенку нужно понять и запомнить, как организм отреагировал на игру, ощущения, проанализировать процесс. Проводить занятия по развитию сенсорной интеграции без оборудования малоэффективно. В процессе обучения дети получают практический опыт взаимодействия с различными раздражителями, учатся анализировать происходящее, выстраивают систему правильной реакции на внешний мир.

Работа специалистов строится на определенных принципах: - Занятия по сенсорной интеграции проводится в игровой форме.

- Курс обучения выстраивается по принципу лестницы: сначала ребенок учится правильно реагировать на почти привычные раздражители, затем знакомится с самыми неприятными для него.

- Для эффективного преодоления трудностей сенсорной интеграции важна мотивация ребенка. Чем больше сам больной заинтересован в результате, тем быстрее его получит. Перед ребенком нельзя ставить непосильные задачи.

- Обучение считается эффективным, если после курса занятий ребенок положительно реагирует на задачи, которые были непосильны прежде.

Занятия можно проводить дома, но родителям особенных детей лучше пройти обучающий курс в специализированном центре, постоянно поддерживать связь со специалистами и эрготерапевтами.

Список используемой литературы:

1. Айрес, Э. Джин. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Джин Айрес. – М. : Теревинф, 2010. – 270 с.

2. Лубовский, В. И., Розанова, Т. В., Солнцева, Л. И. Специальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

3. Войлокова Е. Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.

4. Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.

5. Иванов Е. С. Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Е. С. Иванов, Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. - СПб: Дидактика Плюс, 2004.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей «Праздник косичек» «Праздник косичек». ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий«Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий «Солнышко и тучки». Интеграция элементов здоровьесберегающих технологий. Цель Сохранять и укреплять здоровье детей, создавать положительный.

Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС»Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.

Интеграция коррекционных занятий в ДОУ Коврижиных О. В. учитель-логопед МДОУДСКВ «Радуга» г. о. Нижняя Салда Презентация темы самообразования «Интеграция коррекционных занятий.

Интеграция образовательных областей на тему: «Путешествие к звёздам» подготовительная группа Цель: Обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы, представления их о планетах (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях).

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 1 Часть 2 Современные идеи развивающего обучения позволяют создавать в дошкольном учреждении условия для интеграции видов изобразительной.

Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2Интеграция видов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками с недостатками слуха. Часть 2 Часть 1 Ребёнка нужно не просто научить рисовать, его нужно заинтересовать этим видом деятельности, увлечь. Только активность и интерес.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для педагогов «Интеграция в творчестве» «Интеграция в творчестве» инновационные составляющие в практической реализации образовательных областей «Художественное творчество» и «Музыка».

Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста»Консультация для педагогов «Интеграция видов продуктивной и игровой деятельности в работе с детьми раннего возраста» Игра - ведущий вид деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Для малышей игра является мотивирующим фактором в изобразительной.

Библиотека изображений:

Публикация Cенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Косолапова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Cенсорная интеграция в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 17:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД