Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие двигательной активности и оздоровления организма детей посредством занятий на воздухе»

Дмитрий Сухопаров
Опыт работы «Развитие двигательной активности и оздоровления организма детей посредством занятий на воздухе»

Дошкольное воспитание

Тема опыта : «Развитие двигательной активности и оздоровления организма детей посредством занятий на воздухе»

Автор опыта : Сухопаров Дмитрий Николаевич, Инструктор по ФИЗО

ГБДОУ НАО «ЦРР - ДС «Аннушка» г. Нарьян-Мара

Содержание:

Раздел 1. Информация об опыте 2

Публикация «Опыт работы „Развитие двигательной активности и оздоровления организма детей посредством занятий на воздухе“» размещена в разделах

1.1 Условия возникновения и становления опыта 3

1.2. Актуальность 4

1.3. Ведущая педагогическая идея 4

1.4. Длительность работы над опытом 4

1.5. Диапазон 4

1.6. Теоретическая база опыта 5

Раздел 2. Технология опыта 7

Раздел3. Результативность опыта 12

Список используемой литературы 14

Раздел 1. Информация об опыте

1.1 Условия возникновения опыта

В настоящее время все больше внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. Развитие детей дошкольного возраста без особого отношения к формированию здорового образа жизни не возможно. Большое внимание в работе с детьми уделяю физическому воспитанию, так как в последнее время дети в основном ездят в детский сад на машинах, на санках и др. и двигательная активность сходит на минимум. А ведь потребность в движении изначально, заложена в человеке природой.

Становление опыта работы по вышеуказанной теме происходило в ГБДОУ НАО «ЦРР - ДС «Аннушка» г. Нарьян-Мара.

В детском саду функционируют 8 групп. Воспитательно - образовательная работа в данном учреждении проводиться на основе образовательной программы «Детский сад – Дом радости» Н. М. Крыловой, 2005 г. [6]

Контингент детей, посещающих детский сад, представлен различными социальными слоями общества. В большем количестве дети из полных семей, дети из семей служащих, рабочих, родителей, работающих в медицинских учреждениях. Большая часть семей имеет одного, двух, трех детей, есть многодетные и неполные семьи. Воспитание культуры здорового образа жизни это и привитие правил личной гигиены, и культуры питания, и правила взаимоотношений, и, конечно же, потребность в двигательной активности.

Каким образом можно увеличить двигательную активность наших детей, когда вокруг столько интересного и без движения: мультики, видеоигры, телефон и еще компьютер. Сейчас в семьях по одному ребенку, родители нацелены на интеллектуальное развитие, и соответственно дети все больше находятся в сидячем положении.

Одним из приоритетных и важных направлений образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения является физическое воспитание, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. [10] В дошкольном учреждении созданы все условия для физической подготовки детей : физкультурный зал оснащен необходимым спортивным инвентарем и оборудованием; оборудована летняя спортивная площадка. Для обучения детей ходьбе на лыжах имеется трасса и отдельное помещение, в котором хранится лыжное оборудование и инвентарь.

Практика работы дошкольных учреждений убеждает, что для результативного проведения занятий на воздухе необходимы хорошо продуманная система подготовки педагогов, детей и их родителей.

В начале каждого учебного года в сентябре проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников старшего, подготовительного возраста. За основу взяты тестовые задания из учебного пособия Э. Я. Степаненковой [10]; бег на 30 м., прыжок в длину с места, метание мешочка с песком вдаль правой/левой рукой, гибкость, динамометрия правой/левой руки.

Результаты диагностики на начало учебного года показали:

Старшие группы:

Низкий уровень - 6,5%; средний уровень - 55%; высокий уровень - 38,5%

Подготовительные группы:

Низкий уровень - 5%; средний уровень - 49%; высокий уровень - 46%

1.2 Актуальность опыта.

«Берегите здоровье смолоду» - это высказывание отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней жизни. Очень важной составной частью гармонической личности является физическое совершенство: ловкость, сила, выносливость, крепкое здоровье и закаленность. Воспитание этих качеств должно начинаться с детства.

В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Растёт количество детей, страдающих сердечнососудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, деятельности органов дыхания. Дети страдают от недостатка движения.

В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышая его работоспособность, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (дыхательной, нервной, сердечнососудистой) физическому и нервно-психическому развитию, развитию моторики.

При проведение занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Таким образом, наблюдается противоречия между распространенным малоподвижным образом жизни дошкольников и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья.

Назрела острая необходимость поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности.

1.3 Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в повышении уровня двигательной активности посредством занятий на воздухе.

1.4 Длительность работы над опытом.

Основная работа по реализации опыта проводилась с 2021 по 2024 год в старших и подготовительных группах. Разделена на три взаимосвязанных этапа:

1 этап – подготовительный: август 2021г. ,2022г. ,2023г. ,2024г.

• изучение литературы по данной теме; написание планов занятий;

• определение цели и задач опыта;

• диагностика состояния здоровья и физического развития, развития двигательных способностей детей;

• подготовка материально-технической базы.

2 этап – основной: август-апрель 2021г. ,2022г. ,2023г. ,2024г.

проведение инструктажей по техники безопасности;

организация и проведение занятий на улице и в спортивном зале, индивидуальной работа с детьми.

• проведение с родителями совместных мероприятий, консультаций.

3 этап – заключительный: май 2021г. ,2022г. ,2023г. ,2024г.

анализ проделанной работы;

• итоговая диагностика полученных результатов.

1.5 Диапазон опыта :

Формы занятий на улице с детьми дошкольного возраста:

1. Занятия с элементами игры. В основе занятия лежат подвижные игры, эстафеты, соревнования между возрастными группами, спортивные праздники.

2. Сюжетно-игровые занятия. Занятия построены на сюжете сказки или присутствия знакомого для детей героя.

3. Тренировочные занятия. Направлены на обучение спортивным играм (хоккей, футбол, бадминтон и др.).

4. Туристические и пешие походы. Это длительная спортивная ходьба по запланированному маршруту. Цель данных занятий позволяет укрепить здоровье, увеличить знания по окружающему миру. У детей должно быть все необходимое: питье, игрушки, средства для оказания первой медицинской помощи. В зимний период прогулки походы организуем на лыжах.

5. Самостоятельные занятия. Собственно вся система физкультурных занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно делать общеразвивающие упражнения. Поэтому по мере накопления двигательного опыта от возраста к возрасту дети проводят сами разминку.

6. Спортивные праздники и развлечения. Способствуют эмоциональной разгрузке.

7. Лыжная подготовка. Обучение и совершенствование лыжных ходов, укрепление здоровья и закаливание организма.

8. Непосредственная образовательная деятельность

1.6 Теоретическая база опыта.

Физкультурные занятия являются основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости. Учитывая большое значение выносливости в повышении функциональных возможностей организма, ее воспитанию уделяется основное внимание проведения занятий на воздухе.

Вовремя проведение занятий на улице у детей формируется умение использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. Содержание программного материала распределен с учетом особенностей детей каждого возраста.

Занятия на воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря включению в занятие беговых упражнений, использованию фронтального, группового, поточного методов организации детей при выполнении основных движений, подбору игр и эстафет. Сохранению высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия способствует правильное сочетание нагрузки и активного отдыха : упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) чередуются с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, перестроения, лазанье, метание, упражнения в равновесии).

Внешними признаками утомления детей являются чрезмерная отдышка, резкое покраснения лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающего переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общем состояние ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или наоборот, вялость.

При проведение занятий необходимо не только обучать детей двигательным навыкам и повышать функциональные возможности их организма, но и решать образовательные и воспитательные задачи, тем более что занятия на воздухе создают для этого благоприятные возможности.

До начала занятий и в процессе выполнения упражнений дети должны получать сведения о частях тела, направлениях движения, представление о правильной осанке. Они должны знать о пользе занятий на воздухе, значении и технике физических упражнений, о правилах подвижных игр, о нормах личной и общественной гигиены и другое. Во время игр и физических упражнений нужно воспитывать у детей решительность, смелости, чувство товарищества, стремление к взаимопомощи, доброе отношение друг к другу. Используя упражнения на выносливость, нужно вырабатывать настойчивость, прививать детям умение преодолевать трудности.

Важным является создание в дошкольных учреждениях условий для проведения занятий на воздухе. Условия для проведения занятий на воздухе :

1. Наличие оборудованной спортивной площадки на территории ДОУ (в зимнее время лыжной трассы);

2. Спортивный инвентарь и оборудование;

Для проведения физкультурных занятий в детском саду должна быть создана спортивная площадка. Чем разнообразнее оснащена спортивная площадка, тем быстрее у детей формируются навыки и способы преодоления препятствий, воспитываются смелость и самостоятельность, значительно обогащается двигательная деятельность. Если в ДОУ нет спортивной площадки, это не означает, что нельзя проводить игры и упражнения на воздухе в течение всего года.

Раздел 2. Технология опыта.

Цель опыта : достичь положительной и стабильной динамики в физическом развитии детей и оздоровление организма.

Задачи:

Оздоровительные задачи :

• содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности организма;

• закаливание организма;

• формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку;

• совершенствовать функции организма, укрепление сердечнососудистой системы и органов дыхания.

Образовательные задачи:

• формировать правильные двигательные умения и навыков;

развивать умение быстро переходить от выполнения одних движений к выполнению других;

• содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике;

• способствовать воспитанию скоростно-силовых качеств, гибкости с применением специальных приемов; создавать условия для развития ловкости, выносливости;

• обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений.

Воспитательные задачи:

• вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности;

• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в совместной деятельности; чувства товарищества, помощи друг к другу.

• формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.

Методы и принципы:

1. Систематичность. Регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

2. Доступность. При проведении занятий следовал принципам «от простого к сложному», «от легкого к трудному», чтобы у детей не было дискомофорта, чувства стыда.

3. Последовательность и постепенность. К разучиванию новых упражнений нужно приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих.

4. Наглядность. Показ физических упражнений, правильность их выполнения, рассматривание рисунков, видеоматериалов, зрительные ориентиры (флажки, палки и т. д.)

5. Активность. Чтобы повысить активность и сделать интересным процесс обучения, следует на каждом занятии применять игры и игровые упражнения.

6. Словесные методы – описание выполнения движений, объяснение, беседа, указание, команды.

7. Практические методы – повторение движений, занятия. Огромное значение в этой работе занимает сочетание показа и объяснения.

8. Фронтальный метод.

9. Групповой метод. Для лучшего усвоения материала, подправить технику выполнения движения (прыжки, лазанье, метание). Занятия с гендерным подходом.

10. Поточный метод. Дети выполняют движения друг за другом, указывают на ошибки.

Содержание и структура занятий

Продолжительность занятий на воздухе соответствует программным рекомендациям. Структура занятий традиционна : вводная, основная, заключительная части.

Группа (возраст) Продолжительность частей занятия (мин)

Вводная Основная Заключительная

Старшая 3-4 19-23 4-5

Подготовительная 3-4 22,5-26 3,5-4

Вводная часть начинается с построения на территорий площадки и ходьбы, во время которой дети выполняют дыхательные упражнения. После непродолжительной ходьбы проводиться медленный бег по площадке в течение 2—4 мин (в зависимости от возрастной группы). В этой части занятия осуществляются подготовка детей к предстоящей мышечной нагрузки и обучение в основном различным видам бега: широким шагом, с высоким подъемом бедра, с захлестыванием голени, приставным шагом, спиной вперед, парами, врассыпную и т. п. Использование этих упражнений направлено на улучшение пространственной ориентировки, укрепление мышц ног и таза, совершенствование осанки. Бег заканчивается ходьбой с восстановлением дыхания и перестроением в круг или колонны.

Основная часть занятия начинается с выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. Перестроением для выполнения упражнения в основных движениях.

На каждом занятии дети упражняются в нескольких основных движениях. Первым выполняется новое или более трудное по координации движение, затем приступаем к повторению ранее изученного движения. Упражнения в основных движениях заканчиваются, затем организуется подвижная игра или эстафеты. Игры предусматривают закрепление одного из основных движений; большое место в них занимает бег. Игры повторяется до 4-х раз, паузы между повторениями короткие. Для разнообразия используем различные подвижные игры.

В заключительной части проводится медленный бег или ходьба. Если во время игры дети много бегают («хитрая лиса», «салки» и т. п., то в заключительной части переходим на ходьбу, во время которой выполняется дыхательные упражнения.

При планировании обучения основным движениям предусматривается двухнедельный цикл, на протяжении которого движение, изучавшееся на первом занятии, повторяется на втором и закрепляется на третьем.

Стадий формирования двигательного навыка

Занятия в двухнедельном цикл

1 2 3 4

Обучение Метание Упражнение в равновесии Лазанье Прыжки

Повторение Прыжки Метание Упражнение в равновесии Лазанье

Закрепление в игре Лазанье Прыжки Метание Упражнение в равновесии

Основные виды движений:

Виды движения Умения Упражнения

Ходьба Ходить перекатом с пятки на носок, мягко ставя ногу. Сохранять правильную осанку. Пользоваться перекрестной координацией движений рук и ног • Ходьба разными способами: обычная, на носках, с высоким подниманием бедра, приставными шагами вперед и в сторону, широким и семенящими шагами.

Ходьба с разными пространственным расположением: в колонне по одному, парами, врассыпную, змейкой, между предметов, с изменением направления.

Сочетание ходьбы с разными движениями: бег, прыжки, подлезание.

Ходьба с заданиями: с разным положением рук (пояс, плечи, в стороны, назад, присесть, дотронуться правой (левой) рукой предмета.

• Ходьба с изменением темпа

Бег Быстро легко, энергично отталкиваться ногами, при быстром беге на короткие дистанций выполнять энергичные бег с активными движениями руками. Бег на длинные дистанций. • Бег разными способами: обычный, бег с ускорением и замедлением, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени.

Бег с разными пространственным расположением: в колонне по одному, парами, врассыпную, змейкой, между предметов, с изменением направления.

Бег: на скорость (10-30м., выносливость (1,5 мин., челночный бег (5* 3м, 3*10м.)

Бег с заданиями: с остановкой по сигналу, со сменной направления, поворотами.

Прыжки Правильно приземляться и принимать правильное И. П. в прыжках в длину с места, сочетать правильную координацию рук. Регулировать силу прыжка в зависимости от задания, прыгать через короткую скакалку, согласуя движения рук и ног. • Прыжки на месте: на 2-х ногах, с поворотом кругом, ноги вместе-врозь, с доставанием до предмета, на двух ногах с продвижением вперед, через 8-10 предметов, из обруча в обруч, через предметы, на месте на одной ноге.

• Прыжку в длину с места.

• Прыжки через короткую скакалку.

• Прыжки в глубину с высоты.

Бросание, ловля, метание. Принимать правильное И. П. при метание больших и малых мячей, использовать замах для увеличение дальности броска, согласованные движения рук и ног при броске. Знать следующие способы: снизу одной, двумя руками, от груди, из за головы одной двумя руками. Умение ловить брошенный предмет, отработка навыка перебрасывание мяча в парах. • Прокатывание: большого и малого мяча друг другу, между предметов, для сбивания предмета, в ворота

• Прокатывание по дорожке, между палками, по доске.

• Подбрасывание и ловля мяча, отбивание об землю, одной двумя руками, стоя на месте и в движение.

• Перебрасывание и ловля мяча в парах.

• Метание вдаль большого, малого мяча, мешочков.

• Метание в горизонтальную, вертикальную цель, перебрасывание через сетку, веревку.

• Бросание мяча об стену и ловля его.

Лазанье, ползанье, подлезание Лазать по гимнастической скамейке, стенки, использую правильный захват руками и правильной постановки ног. Лазать до верха не боясь высоты, переходить с одного пролета на другой. Подлезание под препятствие на четвереньках, без опоры на руки. • Подлезание под шнур, дуги, и другие препятствия разной высоты

• Пролезание в обруч боком и прямо.

• Перелезание через скамейку, бревно, вал.

• Лазанье по гимнастической стенке с выполнением перехода с пролета на пролет приставными шагами.

Упражнения в равновесий Сохранять равновесие в статике и динамики с опорой на одну/две ноги. • Ходьба между линий, по веревке.

• Ходьба по гимнастической скамейки, бревну, доске с дополнительными заданиями6 присесть, выполнить поворот, с мешочком на голове, приставными шагами.

• Перешагивание через препятствия высотой 25 см.

• Стойки на двух ногах, на носках, перекаты с пятки на носок, на одной ноге.

Строевые упражнения:

Построение: в шеренгу; в колонну по 1,2,3; в круг.

Повороты: направо, налево, кругом.

Перестроение: в ходьбе из одной колоны в 2-3 колонны, перестроение на месте: в 1-3 шеренги, из колоны в пары.

Подвижные игры:

С бегом: «самолеты», «ловишки», «найди себе пару», «бездомный заяц», «хитрая лиса» и другие.

С прыжками: «волк во рву», «лиса в курятнике», «кто быстрее допрыгает», «у дяди Федота….» и другие.

С метанием и ловлей: «съедобное - несъедобное», «вышибалы», «снайпер», «кольцеброс» и другие.

На ориентировку в пространстве и равновесие: «прятки», «найди где спрятанно», «цветики», «построй чум», «море волнуется раз….», «сова» и другие.

С ползаньем: «чай-чай-выручай», «мыши в кладовой», «золотые ворота», «мышеловка» и другие.

3. Результативность работы

В результате проведенного мониторинга на начало и конец года физического развития детей старшего и подготовительного возраста были получены следующие результаты:

Подготовительная группа №2,4 (2022-2023г.)

сентябрь 2022г. май 2023г.

низкий уровень - 7,5% низкий уровень - 5,5%

средний уровень - 55% средний уровень - 29%

высокий уровень -37% высокий уровень -65,5%

Старшая группа №5,8 (2022-2023г.)

сентябрь 2022г. май 2023г.

низкий уровень - 19,5% низкий уровень - 11%

средний уровень - 35,5% средний уровень - 29%

высокий уровень - 45% высокий уровень - 60%

Старшая группа №2,4 (2021-2022г.)

сентябрь 2022г. май 2023г.

низкий уровень - 7% низкий уровень - 6%

средний уровень - 47% средний уровень - 24%

высокий уровень - 46% высокий уровень - 70%

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА № 7,6 (2021-2022г.)

сентябрь 2022г. май 2023г.

низкий уровень - 6,5% низкий уровень - 1,5%

средний уровень - 32.5% средний уровень - 20%

высокий уровень - 61% высокий уровень -78.5%

Сравнивая и оценивая результаты диагностики физических качеств и навыков в начале и в конце года, убеждаюсь в эффективности проделанной работы. Наблюдается положительная динамика в развитии физических показателей.

Список используемой литературы:

1. Вавилова Е. Н. «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» : Пособие для воспитателей дет. сада. - М. : «Просвещение», 1981. – 96с., илл.

2. Вавилова Е. Н. «Укрепляйте здоровье детей» : Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1986. – 128с., ил.

3. Вильчковский Э. С. «Развитие двигательной функций у детей». – Киев: Здоровья, 1983. – 208с.

4. Кенеман А. В. и Хухлаева Д. В. «Теория и методика физ. воспитания и развития ребенка». Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. М, «Просвещение», 1978.- 272с.

5. Коротков И. М. «Подвижные игры во дворе». – М. : Знание, 1987г. – 96с.

6. Крылова Н. М. «Детский сад- Дом радости». – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 240с.

7. Макарова О. С. «Игра, спорт, диалог в физической культуре в начальной школы: спортивно-игровые проекты для 1 класса» : Пособие для учителя физической культуры. – М. : Школьная пресса, 2002. – 64 с.

8. Осокина Т. И. «Игры и развлечения детей на воздухе».- 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1983.- 224с., ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).

9. Полтавцева Н. В. «Физическая культура в дошкольном детстве» : Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. -М. : Просвещение, 2004. -272с.

10. Степаненковой Э. Я. «Теория и методика физ. воспитания и развития ребенка».-М., 2001.

11. Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» : Методические рекомендаций для руководителей и педагогов ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2005. – 176 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

12. Фролов В. Г., Юрко Г. П. «Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста» : Пособие для воспитателя дет. сада. –М. : Просвещение, 1983.- 191с., ил.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста»Фотоотчет «Развитие двигательной активности у детей младшего возраста» "Развитие двигательной активности у детей младшего возраста". Фотоотчет. У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Консультация «Укрепление организма дошкольников и развитие движений посредством утренней гимнастики» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Второй задачей нашего ДОУ является "Укрепление организма дошкольников и развитие движений по средствам.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности»Опыт работы «Развитие графомоторных навыков посредством изодеятельности» .

Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника»Опыт работы «Ритмика — как средство оздоровления дошкольника» Опыт работы «Ритмика - как средство оздоровления дошкольника» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна В последнее время большое распространение.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Развитие двигательной активности и оздоровления организма детей посредством занятий на воздухе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дмитрий Сухопаров на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Развитие двигательной активности и оздоровления организма детей посредством занятий на воздухе»
Опубликовано: 10 января 2024 в 10:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД