Лучший педагог года

Биоэнергопластика в работе с дошкольниками ОВЗ

татьяна овсянникова
Биоэнергопластика в работе с дошкольниками ОВЗ

Биоэнергопластика в работе с дошкольниками ОВЗ

Цель: Знакомство с авторскими приёмами применения биоэнергопластики.

Задачи:

- раскрыть понятие «биоэнергопластика» ;

- доказать её актуальность;

- познакомить с авторскими приёмами её применения.

Публикация «Биоэнергопластика в работе с дошкольниками ОВЗ» размещена в разделах

В своей работе я применяю очень интересную, здоровьесберегающую технологию, как, биоэнергопластика. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Эта технология соединяет в себе совместные содружественные движения артикуляционного аппарата с кистями рук. Известно, что развитые пальцы помогают развивать речь, а совместные движения артикуляционного аппарата с движением кистей рук ускоряют процесс формирования речи. Такие авторы, как, Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

Поэтому я серьёзно отнеслась к изучению методической литературы по изучению данной технологии. В специальной литературе раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов (Р. Г. Бушлякова, а также рекомендаций А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, были отобраны специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. Применение биоэнергопластики способствует активизации в организме ребёнка первичной биоэнергии, развивает интеллектуальную деятельность, стимулирует развитие координации движений, мелкой моторики, артикуляционной моторики, активизирует развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, помогает развивать речь.

Я разделила работу по применению данной технологии на четыре периода.

Первый период – диагностический.

Проводится тщательное обследование детей группы. Выясняется состояние развития органов артикуляции, мелкой моторики, психических процессов, речевого развития и т. д. Составляется индивидуальный план работы с каждым ребёнком.

Второй период – подготовительный.

Я знакомлю детей со сказками о Весёлом язычке. При этом показываю артикуляционные упражнения с совместными движениями кистями рук. Знакомлю с Лягушой Говорушой. Детям это нравится. Некоторые сразу пытаются подражать увиденному. На индивидуальных и подгрупповых занятиях перед зеркалом мы отрабатываем нужные упражнения, но в отличии от традиционной методики, я сразу пробую добиваться совместных движений органов артикуляции с кистями обеих рук. Практически все дети принимают данный приём и с удовольствием начинают применять его. Если возникает необходимость, то в начале можно отработать артикуляционное упражнение, а потом выучить движение руки, начиная с ведущей.

Третий период – основной.

Он делится на этапы.

Первый этап.

Мы знакомимся со специально разработанным комплексом артикуляционной гимнастики. Руки показывают положение языка, губ, нижней челюсти. Такая гимнастика помогает удерживать интерес детей на протяжении длительного времени. На этом же этапе включается работа по изучению гласных звуков с биоэнергопластикой.

Гласные звуки – это фундамент всей речи. Именно с них начинают коррекцию речи у детей с ТНР. Постепенно у детей убирается зрительная опора – зеркало, они начинают ориентироваться на собственные ощущения положения органов артикуляции и самостоятельно применять ручную позу. Отработав чёткое произношение изолированных гласных звуков, мы переходим ко второму этапу.

Второй этап.

Начинается отработка ряда гласных звуков от двух до четырёх без зрительной ориентации – зеркала. На этом этапе мы продолжаем использовать упражнения из первого этапа «Угадай звук» (по положению органов артикуляции, по положению рук, «Запомни и повтори», «Добавь звук», «Живые буквы», а также используем «Логопедические распевки». Дети запоминают мотив и пропевают за логопедом ряд гласных звуков.

Третий этап.

Здесь включаются упражнения «Повтори с помощью рук», «Скажи с помощью рук». Дети учатся повторять, с показом гласных звуков руками, за педагогом простые слова. А потом и называть, применяя ручные позы, простые слова самостоятельно. Затем добавляется упражнение «Назови имя с помощью рук». Дети называют своё и другие имена с применением данной технологии.

Четвёртый период – заключительный.

Мы вводим применение ручных поз гласных звуков при изучении любой лексической темы в отработке словаря существительных. Дети активизируют и пополняют словарь, размышляя, как сказать это слово руками. Такие артикуляционные и кинезиологические тренировки помогают развить у детей интеллектуальные способности, речемыслительную деятельность в целом.

После применения биоэнергопластики, я сделала вывод о эффективности и целесообразности применения данной технологии. Уверена, что каждому педагогу можно и нужно использовать технологию биоэнергопластики в своей работе. Синхронизация работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики значительно ускоряет процесс развития речи детей с речевой патологией. Игровая форма делает занятие ненавязчивым и интересным, позволяет ребёнку раскрепоститься, проявить активность и самостоятельность. Результат – успешный, социально адаптированный, подготовленный к школе ребёнок.

Литература:

Бушлякова Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М. ,2000

Нуриева Л. Г. "Развитие речи у аутичных детей" (Методические разработки + наглядные материалы)

Приложение № 1

Звук «А».

Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.

Интонация радости.

Звук «О».

Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.

Интонация удивления.

Звук «У».

И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз.

Интонация угрозы.

Звук «Э».

И. п. : руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…», дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены (поза хирурга, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Интонация укора.

Звук «И».

И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.

Интонация удивления и радости.

Звук «Ы».

И. п. : руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).

Звук «Ы» произносится сердито.

Обычно к 4 - 5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можно помочь ребенку скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Кроме того, подобные речевые игры способствуют развитию слухового внимания и памяти («Запомни и повтори», формированию первичного навыка звукового анализа («Угадай, сколько звуков я произнесла. Пропой первый звук; второй.).

Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Звук «С»

«Надуть шарик»

Поднести к губам пальцы, сжатые в щепотку. Коротко и ритмично произнося «с-с-с…», дети плавно поднимают руки вверх и соединяют их в лицо над головой (имитируют надувание воздушного шарика).

Звук «З».

«Ловля комаров»

Вариант 1. Произнося звук «з-з-з…», дети имитируют ловлю комаров.

Вариант 2. дети встают парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях. Малыши касаются ладошками ладоней друг друга. Произнося «з-з-з…», поочередно и ритмично сгибают и разгибают руки с легким нажимом на ладони партнера, совершая движения, похожие на движение педалей. Данное движение можно использовать для проговаривания слогов -за-. -зо-, -зу-, -зы-.

Звук «Ц»

Произнося звук «Ц», дети подносят указательный палец к губам, как бы призывая к тишине.

Звук «Ш».

Вариант1. Произнося «ш-ш-ш…», быстро трут ладошки друг о друга.

Вариант 2. Шарик лопнул.

Дети соединяют руки в кольцо над головой, изображая воздушный шарик. Хлопают в ладоши над головой (шарик лопнул, затем произнося «ш-ш-ш…», медленно и плавно опускают руки и соединяют их в замок на уровне груди (шарик сдулся).

Звук «Ж».

И. п. : руки, сжатые в кулачки, перекрещены перед грудью. Произнося «Ж-ж-ж…», дети совершают быстрые, мелкие, дрожащие движения руками. Повторяют движение с разжатыми пальцами.

Звук «Щ».

«Щетки автомобиля»

И. п. : руки согнуты на уровне груди, локти внизу, ладони от себя. Коротко и многократно произнося звук «Щ», дети ритмично двигают руками вправо-влево, имитируя работу щеток автомобиля.

Звук «Л».

Фонарики.

Произнося «ла-ла-ла», дети вращают кистями рук над головой, делают «фонарики». Это жеиспользуется при произнесении слогов -ло, -лу-, -лы-.

«Неваляшки»

И. п. : ноги на ширине плеч, руки в положении «фонарики». Дети покачиваются влево-вправо,переступая с ноги на ногу и нараспев произносят слоги -ла-, -ла-, -ла-, изменяя высоту голоса на каждый слог. Словно шагая по лестнице вверх и обратно. Упражнение повторяется на слоги -ло-, -лу-, -лы-.

Звук «Р».

«Моторчики»

И. п. : произнося «р-р-р-…», дети делают вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие, напряженные.

Приложение № 2

Логопедические распевки.

ААУ – я по-ю.

АИУ – я и-ду.

ЭАИ – не хо-ди.

ЭИО – эс-ки-мо.

ИИА – ти-ши-на.

ЫИИ – ты и-ди.

ЭЭА – ле-бе-да.

АЫЫ - ма-лы-ши.

ИУИ – би-гу-ди.

Приложение № 3

Упражнение: Повтори слова.

АА – ма-ма, па-па, ва-та

УА – пу-ля, му-ха, му-ка

ИА – ми-на, ки-са, ли-са

ЭА – Ле-на, Ге-на, пе-на

ИО – ки-но, ли-цо, ви-но

УЫ – у-сы, бу-сы, у-ши

ОЫ – бо-ты, но-ты

УИ – ду-ги, пу-ли, му-хи

АЫ – ко-ты.

АИ – ма-ки, ба-ки

ОИ – но-ги, со-ки

Приложение № 4

Упражнение: Назови имя с помощью рук.

АА – Аня, Паша, Маша, Галя, Валя, Катя, Таня.

ОА – Вова, Коля, Оля, Толя, Боря, Лёня, Лёва, Лёша.

ИА – Вика, Миша, Рита, Зина, Нина, Лиза.

ЕА – Лена, Сеня, Веня, Гена, Женя.

Публикации по теме:

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика»Консультация музыкального руководителя «Биоэнергопластика» Биоэнергопластика включает в себя три понятия: Био человек энерго энергия, сила пластика плавные движения рук. тела с направленностью.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Публикация Биоэнергопластика в работе с дошкольниками ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем татьяна овсянникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Биоэнергопластика в работе с дошкольниками ОВЗ
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 11:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД