Получи документы

Беседа с родителями «Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе»

Илсияр Ахметова
Беседа с родителями «Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе»

Все без исключения родители заинтересованы в успехе образования ребенка. Поэтому они заранее начинают готовить их к школе : записывают будущих первоклассников на подготовительные курсы, учат их читать, писать и считать.

Несомненно, что эти навыки пригодятся ребенку в процессе учебы, однако мамы и папы забывают о психологической готовности детей к школе. Именно этот фактор определяет достаточную зрелость психики ребенка для перехода на новый этап развития – к учебной деятельности.

Публикация «Беседа с родителями „Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе“» размещена в разделах

В этой статье вы узнаете больше о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему это так важно.

Чтобы меньше беспокоиться за маленького ученика и узнать, как проходит длительный и часто сложный процесс адаптации, воспользуйтесь приложениями “Где мои дети” или «Kid security» для родительского контроля. С его помощью вы сможете слышать звуки вокруг вашего ребенка, вступать с ним в контакт в случае любой ситуации и отслеживать его местоположение на карте.

Содержание:

• Что такое психологическая готовность к школе?

• Компоненты к методам диагностики готовности

• Признаки недостаточной готовности детей к обучению в школе

• Как правильно подготовить ребенка к школе?

• Что такое психологическая готовность к школе?

Многие родители считают, что если ребенок к шести годам научился читать, писать и решать математические задачи, то он полностью готов к интеграции в школьную систему.

Это мнение ошибочно. Это связано с тем, что дошкольнику недостаточно обладать определенным уровнем знаний, умений и навыков, чтобы полностью освоить школьную программу.

К этому времени у ребенка должна быть выработана психологическая готовность к обучению в школе. Это необходимый уровень развития, который позволит им быть успешными не только в процессе обучения, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в понимании внутренней позиции ученика.

Готовность ребенка к обучению подразумевает, что все области психического развития готовы принять правила школьной жизни.

Почему дошкольник должен быть психологически готов к школе? Это можно наглядно продемонстрировать на примере реального исследования.

В возрасте 6 лет ребенок уже умел читать, писать заглавными буквами и знал почти все названия динозавров. Однако мальчик испытывал проблемы с поведением: он закатывал истерики по любой причине и отказывался отвечать на требования взрослых, а также был недисциплинированным. Малыш почти не общался с другими детьми в своем классе, ему было трудно завязать разговор или пригласить ребенка поиграть с ним. Психолог, анализируя готовность его к школе, сообщил матери, что ее ребенок психологически не готов пойти в школу, и рекомендовал ей оставить в дошкольном учреждении еще на один год. Мать была в ярости: почему у ее сына низкий уровень готовности, если он уже так много знает! Не прислушавшись к совету профессионала, мать отправила своего сына в первый класс. Вскоре после этого у мальчика начали возникать серьезные проблемы. Он не находил уроки интересными, не слушал своего учителя и смотрел в окно или рисовал на своем столе во время урока. Домашнее задание мальчик выполнил только с помощью своей матери и под ее строгим контролем. Месяц спустя директор школы пригласил его мать к себе в кабинет и порекомендовал ей отдать мальчика в специализированную школу, поскольку он не справлялся со школьной программой.

Этот пример иллюстрирует важность правильной психолого-педагогической подготовки к школе и к будущей жизни. В нем внимание направлено на все аспекты психического развития ребенка. Из-за неправильных действий матери ребенок оказался в школе с особыми потребностями, в системе образования, которая не соответствует его реальным возможностям.

Подводя итог, можно сказать, что ребенок, который психологически готов к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Им легче налаживать отношения с учителями и одноклассниками, заводить друзей и демонстрировать свои лучшие черты характера.

Чтобы меньше беспокоиться за маленького ученика и узнать, как проходит длительный и часто сложный процесс адаптации, воспользуйтесь приложением “Найди моих детей” для родительского контроля. С его помощью вы сможете слышать звуки вокруг вашего ребенка, вступать с ним в контакт в случае любой ситуации и отслеживать его местоположение на карте.

Компоненты готовности

Давайте теперь посмотрим, что на самом деле нужно ребенку, чтобы добиться успеха в школе:

Мотивированная готовность

Задача, которая выполняется с готовностью и интересом, является единственной, которая была бы успешной. Следовательно, к концу дошкольного возраста ребенку необходимо будет иметь следующее:

готовность учиться и получать новые знания;

• интерес к окружающему миру;

• позитивное отношение к школе, учителю и другим одноклассникам.

Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей начинают доминировать социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится носить красивую форму, иметь школьные принадлежности, такие как канцелярские принадлежности, знакомиться с новыми друзьями, получать хорошие оценки и получать похвалу от учителя.

Мотивация к обучению появляется гораздо позже, ближе ко второму или третьему классу. Сначала ребенку нужно будет ознакомиться с ролью ученика, а затем перейти к пониманию того, что эта роль может ему принести.

Интеллектуальная готовность. Чем больше ребенок знает и умеет делать, тем легче ему будет позиционировать себя в начале процесса обучения в школе. Следующие пункты будут выступать в качестве важных показателей готовности :

• способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями и ситуациями;

• способность анализировать, подводить итоги и делать выводы;

• достаточное количество накопленных знаний об окружающем мире в соответствии с их возрастом.

Социальная и личностная готовность

Школьное образование предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками и детьми из других классов. Следовательно, у ребенка должны быть развиты следующие способности:

способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, как с теми, кого они знают, так и с совершенно незнакомыми людьми;

• способность реагировать на требования взрослых;

• отзывчивость, сопереживание;

• выработанные моральные принципы;

• адекватная самооценка.

Эмоциональная готовность и самомотивация

Проблемы школьной жизни нелегки для бывшего дошкольника. Теперь им приходится рано вставать, приходить в школу до начала занятий и подолгу сидеть в классе. Расслабиться дома тоже не удастся, потому что им не придется делать домашнюю работу. Следовательно, теперь ребенку нужно будет быть сосредоточенным, ответственным и организованным.

От него потребовались бы следующие навыки и умения:

• сосредоточиться на задаче и сконцентрироваться в целом;

• для выполнения задач;

• контролировать свои действия и эмоции и держать негативные проявления при себе;

• преодолевать трудности при достижении определенной цели;

• способность действовать в соответствии с правилами.

У мальчика из нашего тематического исследования не было достаточно развитой готовности и эмоциональной зрелости с личной и социальной точек зрения. Он не мог контролировать свое поведение, подчиняться взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мать уделяла достаточно внимания развитию их любопытства к освоению новых навыков, весьма возможно, что результат был бы другим.

Методы диагностики

Для того чтобы определить уровень готовности ребенка к школе, психологи используют различные методы, такие как “Графический диктант”, “Беседа о школе” и многие другие.

Однако родители сами могут определить степень готовности своего ребенка к школьному обучению.

Во-первых, вы можете задать своему сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире, таких как “Какие виды птиц вы знаете?”, “Расскажите мне о признаках весны в природе?”, “Почему вода превращается в лед?”.

Во-вторых, существуют довольно простые методы, с помощью которых матери и отцы могут понять уровень развития памяти, внимания и мышления своего ребенка.

“10 слов”

Одним из таких методов является метод “10 слов”. Суть его заключается в том, что мать зачитывает 10 слов, которые не связаны с их значением. Задача ребенка - назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого набора. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. Низкий уровень развития слуховой памяти характеризуется 3 или менее заученными словами.

“Повторите шаблон”

Другая техника, которая довольно проста для родителей, называется “Повторите шаблон”. Мама или папа нарисуют простой узор в тетради и попросят ребенка сделать то же самое. Здесь можно было бы оценить сразу несколько показателей: может ли ребенок рисовать линии точно так, как вы их нарисовали, или нет, получается ли у них однородный узор или есть различия, усердно или небрежно они выполняют задание. Если узор нарисован правильно и ровными линиями одинакового размера, это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае этим навыкам следует уделить особое внимание.

“Четвертый лишний”

Уровень логического мышления ребенка можно определить с помощью метода, называемого “Четвертый лишний”. Вот принцип: ребенку показывают 4 картинки, одна из которых нечетная. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребенка назвать странное изображение и объяснить свой выбор. Из 10 попыток по крайней мере 7 должны быть успешными. Результат из 6 изображений или меньше указывает на недоразвитость у ребенка навыков анализа и обобщения. Это также может свидетельствовать о низком уровне общей культуры.

Родителям полезно понаблюдать за ребенком : как они общаются с окружающими их людьми, есть ли у них друзья, умеют ли они сосредоточиться на чем-то одном, есть ли у них желание научиться чему-то новому. Важным показателем является то, как ребенок справляется с трудностями: уступает ли он им, обращается за помощью к родителям или решает проблему самостоятельно.

Признаки недостаточной готовности детей к обучению в школе

Эти проявления могут быть замечены до того, как ребенок пойдет в первый класс и начнется его время в школе. Ребенок не готов учиться в школе, если у него проявляются следующие симптомы:

• не сосредоточен, “витает в облаках”, не в состоянии сосредоточиться в течение длительного времени;

• гиперактивен, легко отвлекается и постоянно испытывает недостаток дисциплины. ;

• часто устает и легко раздражается;

• неспособен подружиться со своими одноклассниками, ведет антисоциальный образ жизни или, наоборот, регулярно вступает с ними в конфликты;

• не хочет ходить в школу, жалуется на “плохого учителя” и “скучные уроки”;

• сталкивается с трудностями при усвоении новых знаний;

• часто болеет и жалуется на плохое самочувствие;

• неуравновешен и с трудом заводит разговор со взрослыми.

Родителям важно не забывать, что, отдавая своего ребенка, который морально не готов, в школу, они сильно вредят своей психике.

Как правильно подготовить ребенка к школе?

Для того чтобы ребенок был успешен в учебе при подготовке к школе, нам, как родителям, необходимо обратить внимание на целостность факторов его психологической готовности :

Формирование мотивации к обучению и позитивного отношения к школе

• Расскажите своему ребенку о вашем школьном возрасте - о ваших любимых учителях, предметах, которые вам нравились, и забавных ситуациях с одноклассниками.

• Смотрите фильмы и читайте книги о школе коллективно, а затем обсуждайте их.

• Чаще играйте в “школу”. Позвольте ребенку попробовать себя в разных ролях, как учителя, так и ученика.

• Выделите своему ребенку специальное место для занятий, выберите правильную мебель, одежду и материалы.

• Активизируйте их жажду учиться

Старайтесь не давать своему ребенку никаких готовых ответов. На каждое “Но почему. ?” отвечайте им: “И что вы об этом думаете?” Дошкольникам нравится, когда их мнение учитывается, как если бы они были взрослыми. Более того, необходим дополнительный опыт наблюдения и анализа того, что происходит вокруг них.

Загадки и решение задач – все это должно присутствовать для того, чтобы развивать логическое мышление вашего ребенка. Даже возвращаясь домой, можно загадывать загадки о вещах, которые окружают ребенка.

Не подавляйте исследовательский интерес в ребенке. Позвольте им смотреть, трогать, копаться в вещах и т. д.

Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите и конструируйте вместе со своими детьми.

Научите своего ребенка взаимодействовать

Почаще навещайте своих друзей вместе с сыном или дочерью, посещайте новые места и знакомьтесь с новыми людьми. Дайте им возможность продемонстрировать свою инициативу при взаимодействии с другими.

Спросите своего ребенка о других детях в классе или в группе, спросите их, кто им нравится, а кто нет и почему.

Научите своего ребенка справляться с проблемами и скажите им, что плохие ситуации случаются с каждым. Им нужно преодолеть их и продолжать двигаться дальше.

Развитие готовности и контроль поведения

Играйте в игры с правилами: настольные игры, игры со словами и активные игры.

Пусть ваш ребенок привыкнет к домашним обязанностям и уходу за животными.

Научите своего сына или дочь планировать свои ежедневные действия. Например, если им нужно нарисовать картину. Для этого потребуется чистый лист бумаги, а также краски, карандаши, фломастеры и место для работы. Задавайте своему ребенку вопросы, такие как “Как ты собираешься это сделать?”, “Для чего тебе это нужно?”, и делайте это чаще.

Напомните им, что все нужно доводить до конца и не бросать дела на полпути.

Это все, что матерям и отцам нужно знать о психологической готовности к обучению в школе и о том, что это влечет за собой. Не забывайте, что успех вашего ребенка в учебе, а также психологическое благополучие как его детей, так и родителей, зависит от степени готовности вашего ребенка к школе.

Публикации по теме:

«Живем мы в радостном краю и знать его должны». Национальный уголок«Живем мы в радостном краю и знать его должны». Национальный уголок Дошкольный возраст является благоприятным временем для формирования нравственных и патриотических чувств. Современные образовательные стандарты,.

Беседа с родителями «Как сделать ребенка счастливым» Цель: Оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Помочь родителям.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Конспект НОД по ПДД в младшей группе «Правила дорожного движения должны знать все без исключения»Конспект НОД по ПДД в младшей группе «Правила дорожного движения должны знать все без исключения» Цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Знакомить детей с правилами безопасного поведения.

Консультация для родителей и педагогов «Почему экологию должны знать все» Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню.

Правила, которые должны знать дети. Консультация для родителей 1. Слушать внимательно взрослого. 2. Не кричать. 3. Не трогать без разрешения. 4. Работать только на своём месте. 5. Специальные вещества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с родителями «Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе»
Опубликовано: 2 марта 2023 в 13:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с родителями «Что родители должны знать о психологической готовности ребенка к учебе»» (включая файлы) размещена пользователем Илсияр Ахметова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД