МААМ-картинки

АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС

Ангелина Аладьина
АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС

Прикладной анализ поведения или ABA-терапия получил широкое распространение в начале 90-х годов, когда автором Кэтрин М. была опубликована работа «Услышать голос твой». На этапе современного инклюзивного образования существует малое количество научно доказанных методов и программ по работе с детьми с аутистическим спектром.

Прикладной анализ поведения является научной дисциплиной, целью которой является изучение поведения как совокупности внешних и внутренних факторов, всех его проявлений, начиная от двигательных и заканчивая речевыми видами поведения (вербальное поведение).

Публикация «АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС» размещена в разделах

В АВА-терапии на первый план выходят принципы и законы поведения, в которых определяются процессы, влияющие на поведение, а так же применение этих законов на практике. Для улучшения социализации детей с аутистическим спектром данный метод предлагает большое количество технологий, которые экспериментальным путем показывают

свою эффективность и значимость.

Поведение, в контексте АВА-терапии, подвержено влиянию прошлых и нынешних факторов, в совокупности с наследственностью. Такой подход позволяет комплексно оценить проявления нежелательного поведения, которое характерно для детей с аутизмом, и спланировать план эффективного вмешательства.

Основным препятствием в обучении и социализации детей с аутизмом является нежелательное поведение. Различают четыре основных функции нежелательного поведения в контексте прикладного анализа:

1) избегание требований (чаще всего на занятии, когда предъявляются определенные требования, на которые ребенок показывает отказную реакцию);

2) привлечение внимания (характерно для детей с нарушениямиэмоционально-волевой сферы);

3) самостимуляция (когда ребенок таким поведением поддерживает свою нервную систему в постоянно возбужденном состоянии и поиске сенсорных стимулов);

4) получение желаемого - доступ (в результате отсутствия у ребенка навыков просьбы).

Основным способом снижения нежелательного поведения в АВА-терапии является процедура «гашения». В момент такого поведения мы определяем, какую функцию из 4-х выше сказанных оно несет, и не убираем требования, до тех пор, пока задание не будет

выполнено.

Например, при предъявлении наших требований ребенок начинает все скидывать со стола и кричать. В этом случае это избегание требований. Стимул - избежать требований, реакция - плач, крик и скидывание материала, последствия - либо ребенок требований избегает, мы сдаемся, он уходит, и тем самым, закрепляя свое нежелательное поведения, чтобы в следующий раз поступить так же, либо мы не убираем требований и ребенок,

выполнив задание, не закрепляет такое поведение, а вынужден вести себя иначе.

Первый этап введения программы коррекционного вмешательства это

диагностический. АВА-терапист диагностирует ребенка по специально разработанной программе VB-MAPP, которая показывает актуальные навыки ребенка.

Изучению подвергаются вехи развития по уровням:

1 уровень характеризует развитие ребенка от 0 - 18 месяцев, где изучаются навыки

манд-реакции (просьбы, такт-реакции (различение) и прочее.

2 уровень характеризует развитие ребенка от 18 - 36 месяцев, на этом этапе

изучаются иные стороны развития.

3 уровень характеризует развитие от 36 - 48 месяцев соответственно.

Данная диагностика позволяет наглядно увидеть «пробелы», которые имеются у ребенка. Без полноценного фундамента первых уровней, более сложные надстройки не сформируются. Если у ребенка не сформирован навык просьбы (основной навык, формирующийся через мотивацию, мы не можем требовать от него полноценного вербального общения.

Дополнением к данной диагностике служит изучение «Преград для обучения», где рассматриваются основные 24 преграды, и выявляется доминирующая, которая в большей степени влияет на трудности обучения.

По результатам диагностики составляется индивидуальная программа, которая

включает в себя коррекционно-развивающие занятия и обязательное подкрепление полученных навыков в обыденной жизни. Она включает в себя работу педагога, а так же включение в работу всего окружения ребенка. Работа с родителями является важнейшим критерием программы, так как в обычной жизни, именно они находятся с ребенком чаще всего и могут регулировать проявления нежелательного поведения и стимулировать вербальное поведение, через навык просьбы.

Очень важное обстоятельство использования АВА-терапии - это выбор поощрений. Чаще использует словесные поощрения («молодец, умница», тактильные (можем пощекотать, обнять) и игровые (они являются основными). Виды деятельности на протяжении занятия четко

нормированы: выполняем задание, затем следует игровой компонент. Такое взаимодействие дает ребенку возможность переключиться и менее утомляться.

В результате реализации программы АВА-терапии дети приобретают навыки

усидчивости, социально-приемлемого поведения, активизируется вербальный (речевой) компонент, увеличивается познавательный интерес и развивается коллективная игра.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Фотоотчёт об обучении детей старшей группы ходьбе на лыжахФотоотчёт об обучении детей старшей группы ходьбе на лыжах Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает,.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения»Консультация для воспитателей «Типичные ошибки при обучении детей правилам дорожного движения» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

Самообразование «Дидактические игры в обучении детей основам математики»Самообразование «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Тема самообразования: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Воспитатель: Туркина Юлия Александровна Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
АВА-терапия как коррекционный метод в обучении детей с РАС
Опубликовано: 24 января 2023 в 16:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД