Папки-передвижки

Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР

Грязева Татьяна
Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР

Детская речь представляет огромный интерес для изучения благодаря своему своеобразию, особенностям начальных этапов формирования, а так же индивидуальным закономерностям развития.

Овладение языком у детей происходит не сразу. Это длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности, который требует времени и усилий как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Развитие речи ребенка проходит в 3 этапа. Первый этап длится от рождения до 1 года (доречевой). На этом этапе ребенок гулит и лепечет, так же к этому периоду относится появление «псевдослова». Второй этап проходит в период до двух лет. На этом этапе происходит первичное освоения языка, пополнение пассивного словаря. И третий – этап усвоения грамматики, когда у ребенка начинает складываться более грамотная и правильная речь.

Публикация «Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР» размещена в разделах

Для того чтобы речь была правильной и четкой, должны быть соблюдены необходимые условия. Важнейшее условие – правильно сформированная артикуляционная моторика. «Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения» – такое определение дает в своем словаре В. И. Селиверстов. Таким образом, у ребенка должны быть сформированы правильные артикуляционные уклады, чтобы он мог четко произносить звуки.

Звуки родной речи появляются в результате сложного набора движений артикуляционных органов – кинем. Появление новой кинемы дает возможность произношения и освоения звуков, которые не могли быть воспроизведены ранее из-за ее отсутствия. Взрослый человек, речь которого уже сформирована, правильно произносит и изолированные звуки и не ошибается в монологической речи. Это возможно благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляции. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с первых дней ребенок выполняет очень много различных движений: шевелит языком, губами, челюстью. Именно эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они выполняют функцию гимнастики органов речи.

Для того чтобы речь была четкой, нужны развитые и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция напрямую связана с работой мышц, таких как: жевательные, глотательные, мимические. Голос образуется при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы.

Если речь ребенка неправильная, страдает не только звукопроизношение, но и все компоненты, то можно говорить об общем недоразвитии речи.

«Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте». Дети с ОНР не сразу могут приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях они могут заменять сложные звуки более простыми по артикуляции. В других – наблюдается пропуск отдельных звуков или частей слова. Чаще всего ребенок пропускает безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Иногда можно наблюдать и лишние звуки в слове (автобусн – автобус, ситой – стой).

Необходимо отметить, что особенности произношения звуков детей с ОНР напрямую зависят от уровня недоразвития речи.

Звуки — это материал, из которого строится человеческая речь, и только когда они произносятся четко и точно, речь становится правильной, а значит может служить средством общения между людьми.

Нарушение звукопроизношения – серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Если дефекты звукопроизношения, на которые влияет артикуляционная моторика, не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы; позже – ограничить в выборе профессии. Взрослым людям крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Звукопроизношение, которое нарушено вследствие неправильно сформированной артикуляционной моторики, нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни.

Список использованной литературы:

1. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.

2. Волкова, Л. С. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. / Волкова Л. С. –М., 2003. – 230 с.

3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / - Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1967. – 132 с.

4. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149—150. — 400 с. — 25000 экз.

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин, 4-е издание, - Москва: Издательский центр «Академия», 2007г. 194 с.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для детей с ТНР Упражнения для языка 1-7 - статические упражнения 8-18 -динамические упражнения 1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой.

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» Артикуляционная гимнастика Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь,.

Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи.

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2–3 лет Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет Упражнения для развития мышц губ: 1. «Улыбнись маме» - Попросите малыша улыбнуться.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать» ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости.

Консультация для родителей «Звукопроизношение и отсутствие зубов в детском возрасте, есть ли взаимосвязь?» У каждого ребенка есть период смены молочных зубов на постоянные. Детский организм индивидуален: у одних детей первый зуб начинает шататься.

Мелкая моторика, важна ли? Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами.

Артикуляционная гимнастика — эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи. Самообразование Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт.

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Отчёт.

Страшные слова — артикуляционная моторика… Нет, просто и весело!!!Страшные слова — артикуляционная моторика… Нет, просто и весело!!! Общеизвестно, что важная роль в формировании звукопроизношения отводится отработке четкой, точной, координированной работе артикуляционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР
Опубликовано: 17 октября 2018 в 11:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД