Лучший педагог года

Артикуляционная гимнастика и ее значение в преодолении нарушений звукопроизношения

Светлана Лагутеева
Артикуляционная гимнастика и ее значение в преодолении нарушений звукопроизношения

Нарушение звукопроизношения у детей в любом возрасте связано, так или иначе, с проблемами в строении и подвижности артикуляционного аппарата : губ, языка, мягкого неба, мышц щек, мимической мускулатуры. Порой взрослому кажется, что это неважно, и они не обращают внимания на то, что ребенок не может выполнить простейшие упражнения: высунуть и удержать широкий или наоборот узкий язык, поднять его к нёбу, выполнить упражнения на смену позы: качели, часы, трубочка-улыбка и т. д. А именно это самое важное на первых этапах становления правильного произношения. И если к 5 годам у ребенка не появились нужные звуки, то это тревожный сигнал для родителей и следует, как можно раньше посетить невролога, ЛОРа, детского психиатра, логопеда, а если необходимо и врача-ортодонта.

Публикация «Артикуляционная гимнастика и ее значение в преодолении нарушений звукопроизношения» размещена в разделах

Нарушения подвижности, слабость мышц артикуляционного аппарата может быть связана как с простым недоразвитием мышц, так и со сложными неврологическими проблемами, с нарушением иннервации речевых мышц, которая напрямую связана с проблемами ЦНС и головным мозгом.

Еще до начала появления речи у ребенка родители должны в играх с малышом показывать звукоподражания, учить дуть в дудочку, свисток, на снежинки, щелкать языком как лошадка, издавать гласные звуки, надувать щеки и втягивать их внутрь и т. д. Данные игры повлияют на развитие речевого аппарата. Но уж если на пороге школы ребенок оказывается без нормативно выговариваемых звуков русского языка, то здесь поможет только целенаправленная, долговременная и упорная работа. И именно родители могут помочь ребенку уменьшить проблему, подготовить органы речи к постановке звуков. Ваша задача развивать речевое дыхание, мимическую мускулатуру и выполнение артикуляционных укладов.

Наиболее действенным средством является артикуляционная гимнастика. Выполнять ее нужно ежедневно, сидя перед зеркалом, или даже просто в свободной деятельности. Зеркало поможет ребенку контролировать правильное выполнение упражнений и точность действий. Приведем примеры некоторых упражнений.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

Все упражнения выполнять с повтором 6-8 раз. Удерживать позу на счет до 5-8. Далее следует расслабление мышц и возврат в исходное положение.

1. УЛЫБКА

Выполнение: Улыбнуться, с напряжением, губы сомкнуты.

Указания: Прикус естественный, нижняя челюсть не выдвигается вперёд.

2. ЗАБОРЧИК

Выполнение: Улыбнуться, с напряжением, губы сомкнуты, далее обнажить зубы, чтобы зубы верхнего и нижнего ряда были видны.

Указания: Прикус естественный, нижняя челюсть не выдвигается вперёд.

3. ТРУБОЧКА или ХОБОТОК

Выполнение: Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой.

Указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени.

4. УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА

Выполнение: Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка». По слову взрослого («Улыбочка» - «Трубочка» - «Улыбочка» - «Трубочка» -. и т. д.) ребёнок выполняет соответствующее упражнение.

Указания: те же.

5. ЛОПАТОЧКА или БЛИНЧИК

Выполнение: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу.

Указания: Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу. Добиваться, чтобы язык не дрожал, не напрягался.

6. ИГОЛОЧКА

Выполнение:. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким, тонким («как иголочка», удерживать в таком положении под счёт до 5-10.

Указания: Язык узкий; кончик тонкий, его края не должны касаться углов рта. Удерживать язык в спокойном состоянии, не двигать и не убирать раньше времени.

7. ЛОПАТОЧКА - ИГОЛОЧКА

Выполнение: Попеременное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» (6 – 8 раз). По указанию взрослого («Лопаточка» - «Иголочка» - «Лопаточка» - «Иголочка» -. и т. д.) ребёнок выполняет смену позы. Указания: См. выше.

8. ЧАСИКИ

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой.

Указания: Следить, чтобы вместе с языком не двигалась нижняя челюсть. Выполнять в среднем тепе, можно под счет или слова «Тик-так».

9. КАЧЕЛИ

Выполнение: Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» - «вниз» - «вверх» - «вниз» -. и т. д.) ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку.

Указания: Нижняя челюсть не двигается. При подъёме языка рот приоткрыт, нижняя губа не подталкивает язык вверх.

10. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Выполнение:. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево.

Указания:.Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости. Нижняя челюсть не двигается Темп средний, можно под счет.

11. МАЛЯР

Выполнение: Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.

Указания: Язык широкий. Нижняя челюсть не двигается. Нижняя губа не должна поднимается на нижнюю челюсть и не закрывает нижние зубы.

12. ЧАШЕЧКА

Выполнение: Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удержать под счет.

Указания: Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).

13. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Выполнение: Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать её вареньем).

Указания: Язык двигается сверху вниз (а не влево - вправо). Рот открыт; нижняя челюсть не двигается, не подталкивает язык вверх. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

14. КИСКА СЕРДИТСЯ, ВЫГИБАЕТ СПИНКУ

Выполнение: Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы (с внутренней стороны). На счёт «раз» - выгнуть язык горкой («как киска выгибает спинку, когда сердится», упираясь в нижние зубы. На счёт «два» - вернуться в исходное положение.

Указания:. Кончик языка не отрывается от нижних зубов. Рот не закрывается.

15. ИНДЮК

Выполнение: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп выполнения сначала медленный, можно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл» («как индюк болбочет»).

Методические указания: Следить, чтобы язык был широким. Движения языка должны быть вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться далеко вперёд.

16. ЛОШАДКА

Выполнение:. Приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, как бы присасывая его к небу и отрывая со щелчком («как лошадка цокает копытами»). Упражнение медленно, затем темп выполнения постепенно увеличивается.

Указания: Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен быть заострён. Следить, чтобы кончик языка не подгибался внутрь, т. е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

17. ГРИБОК

Выполнение: Улыбнуться, открыть широко рот. Присосать широкий язык к нёбу (это шляпка грибка, а подъязычная уздечка – ножка). Держать под счёт до 3-10 (время выполнения увеличивать постепенно).

Указания: Губы должны быть в улыбке. Кончик языка не должен загибается. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка» и постараться удержать на небе, присосав его.

18. ГАРМОШКА

Выполнение: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу (тек же как в упражнении «Грибок», затем, не отрывая языка от нёба, закрывать и открывать рот, растягивая уздечку. Выполнять под счёт. Со временем стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверху.

Указания: Губы должны быть в положении улыбки. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были неподвижны, двигается нижняя челюсть, натягивая уздечку под языком.

19. ДЯТЕЛ или БАРАБАНЩИК

Выполнение: Улыбнуться, открыть широко рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам («как дятел стучит по дереву», при этом произносить звук, близкий к «д». Сначала упражнение выполнять медленно, постепенно увеличивая темп.

Указания:. Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Ударять языком надо именно по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Следить, чтобы звук «д» носил характер чёткого удара, звонкий, не подменялся другими схожими звуками. Кончик языка не подворачивается. На первых занятиях можно придерживать челюсть пальцем.

Выполняя ежедневно такие упражнения Вы поможете своему ребенку в преодолении нарушения звукопроизношения задолго до того, как с ним начнет работать специалист. Все в Ваших руках.

Материал подготовила учитель-логопед

Лагутеева С. С.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Артикуляционная гимнастика и ее значение в преодолении нарушений звукопроизношения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Лагутеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика и ее значение в преодолении нарушений звукопроизношения
Опубликовано: 21 января 2021 в 09:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД