Получи документы

Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ

Любовь Соколова
Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ

Выступление на педагогическом совете школы школьного методического объединения коррекционных педагогов

Тема: «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ».

Цель: Привлечь внимание учителей к проблеме обучения детей с ОВЗ.

Сегодня мы приветствуем всех на открытом заседание ШМО специалистов коррекционной педагогики. Мы хотели поговорить на тему: «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ»

Наше школьное методическое объединение организовано в этом учебном году и состоит из …. слайд

Публикация «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ» размещена в разделах

Слайд. Все специалисты входят в школьный психолго-педагогический консилиум. Цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор. Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.

Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей).

Слайд Сегодня на открытом ШМО мы хотели обсудить следующие вопросы :

1) Отличительные особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР и детей с УО. (выступление учителя-дефектолога)

2) Психологическое, эмоциональное состояние детей с ОВЗ. (выступление педагога-психолога)

3) Влияние семьи на обучение детей с ОВЗ. (выступление тьютора)

4) Разные формы дисграфии. (выступление учителя-логопеда)

5) Технологическая карта урока с нормой и ЗПР. (председателя ППк)

Слайд. Просим вас на зленных яблочках написать свои ожидания от сегодняшней встречи.

Слайд. Итак, в нашей школе на начало 2022-2023 учебного года обучаются 21 ребёнок со статусом ОВЗ. В течение I полугодия на школьном ППк обследовано 8 учащихся с 1 по 7 класс, из них к концу 2 четверти добавился ещё 1 ребёнка с ОВЗ. 3 проходят медицинское обследование, с 4 идёт общение с родителями детей.

Слайд. На начало 3 четверти 22 ребё нка с ОВЗ: 14 детей с ЗПР, 6 детей с УО, 1- слабовидящий.

Больше всего детей с ЗПР и УО, поэтому мы хотим поподробнее рассказать об их отличительных особенностях.

Выступление учителя-дефектолога на тему: «Отличительные особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР и детей с УО».

К. С. Лебединская выделяет четыре варианта ЗПР: ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения.

Причины происхождения каждого варианта ЗПР различны.

I. ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего, незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов. Подобные негрубые отклонения, часто встречающиеся у неуспевающих учеников массовой школы, связаны с замедлением темпа развития высших отделов коры головного мозга. Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики.

Движения их часто порывисты, недостаточно четки, моторная незрелость проявляется в трудностях координации тонких движений пальцев и кистей рук, выработки двигательных стереотипов, необходимых для овладения навыками письма и ручной умелости. Особенно отчетливо задержка в развитии моторики проявляется при целенаправленных видах деятельности (рисование, письмо, ручной труд).

II. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга и, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.

Общая ослабленность организма, незрелость вегетативных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, могут быть врожденными — обычно это последствия нарушенного течения беременности у матери, влияния на нее токсических веществ и профессиональных вредностей. Такие дети часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки.

К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6—7-м году жизни.

Черты эмоциональной незрелости часто сочетаются с невротическими проявлениями: повышенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью. Причиной такого отставания в становлении личностных качеств является, с одной стороны, задержанное созревание структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию к новым условиям, с другой — повышенная эмоциональность, тревожность, вызванные не всегда адекватными условиями воспитания.

III. ЗПР психогенного происхождения. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие влияние на психику ребенка, могут привести к нарушениям вегетативной нервной системы и психических процессов, а также эмоционального развития.

Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к «вундеркинду». При этой форме ЗПР нередко недостатки воспитания и стимуляции развития усугубляются недостатками мозговых систем, обеспечивающих познавательную деятельность.

Оказавшись за школьной партой, он вряд ли будет прикладывать усилия к выполнению рутинных школьных заданий: непосредственного удовольствия от этого он не получает, оценка учителя часто бывает скептической или отрицательной (ведь такой ребенок обычно не подготовлен в должной степени к школьному обучению и закономерно оказывается среди слабых учеников, от родителей ни заинтересованности, ни поддержки ожидать не приходится. Естественной реакцией на подобное развитие событий у ребенка будет негативное отношение к учебной ситуации, которое он не умеет и не считает нужным сдерживать. Уходы из класса, прогулы, конфликты с учителем, агрессивное отношение к другим детям приводят к тому, что и взрослые начинают воспринимать ребенка как хулигана, и сам ребенок воспринимает себя так же.

При воспитании с повышенной опекой, когда ребенка лишают возможности проявить самостоятельность, инициативу, принять ответственность за свои поступки, происходит формирование установки на бездеятельность и постоянную помощь, иждивенческой позиции, неспособности к волевому усилию. В условиях социально-педагогической запущенности причиной дезадаптации является несформированность способности подчинять свои потребности школьным правилам. Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи», привыкает к постоянному восхищению собой, своими способностями и качествами. Отсутствие самостоятельности, заторможенность приводят к тому, что ребенок постоянно нуждается в стимуляции, поддержке, поощрении для того, чтобы проявить свои потенциальные возможности.

IV. ЗПР церебрально-органического происхождения. У детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и обусловливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебро-органическая недостаточность проявляется большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Причины данной ЗПР такие же, как при умственной отсталости, но они выражены в меньшей степени.

Особое состояние представляет собой задержка эмоционально-волевого созревания, вызванная органической недостаточностью нервной системы, которая накладывает типичный отпечаток на структуру личности ребенка.

Эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПР церебрально-органического происхождения носят характер органического инфантилизма. При этом варианте инфантилизма отсутствуют яркость и живость эмоций, они мало дифференцированны; дети слабо заинтересованы в оценке своей деятельности, отличаются низким уровнем притязаний. Внушаемость носит более грубый оттенок и приближается к некритичности. Игра отличается монотонностью и однообразием, содержание ее примитивно, стремление к игре возникает чаще в ситуациях, требующих умственной нагрузки, и выглядит скорее как уход от трудностей, чем потребность в игровой деятельности. Такие дети часто расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства. У них также более выражена интеллектуальная недостаточность. Это обусловлено нарушением предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, работоспособности, инертностью мыслительных процессов, недостаточностью некоторых корковых функций.

Различия в динамике умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) и задержки психического развития

У детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. У детей с ЗПР достаточно высокие потенциальные возможности обратимости отставания от сверстников, в связи с тем, что у них парциальное (мозаичное) поражение коры головного мозга, а при умственной отсталости – тотальное (диффузное).

Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при задержанном развитии

Характеризуя детей с задержанным развитием можно отметить следующее :

1. внимание - все характеристики внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) у детей с ЗПР снижены по сравнению с нормой, повышена истощаемость;

2. в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно выделяется недостаточность образов слуховой и зрительной модальностей, неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности;

3. в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движений;

4. в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5. в мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

6. в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; если при олигофрении речь страдает на уровне слова, то у детей с ЗПР – на уровне построения фразы. При этом основные трудности возникают не на уровне ситуативной, разговорной речи, а при ее использовании в интеллектуальном процессе. Речь не способна осуществлять регуляторные функции;

7. в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

8. личность – нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует свое поведение; характерна дезадаптивность побуждений и интересов;

9. межличностные отношения имеют свою специфику: низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); контакты мимолетны, неустойчивы; повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин; общая незрелость приводит к примитивной зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им;

10. деятельность – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, низкий уровень произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации, недостаточность ориентировочной деятельности, быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности; в целом – недоразвитие мотивационно-целевой основы деятельности при относительно сохранной ее операционально-технической стороны.

[Психологическое, эмоциональное состояние детей с ОВЗ.

Выступление педагога-психолога

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: - пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков; - постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность.

Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Выступление тьютора «Влияние семьи на обучение детей с ОВЗ».

В современной школе учителя часто сталкиваются с такой ситуацией, когда родители пытаются переложить ответственность за воспитание своего ребёнка на плечи классного руководителя, что абсолютно не верно, потому что именно семья формирует фундаментальные ценности у ребёнка.

«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья…. является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение». А. С. Макаренко

Важные факторы в воспитании ребё нка:

Тип семейных взаимоотношений. В психологии выделяют четыре типа семейных взаимоотношений:

Диктат в семье – проявляется в систематическом поведении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких – либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат – у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.

«Невмешательства» - это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей.

Сотрудничество – это тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Этот тип взаимоотношений является, по мнению педагогов, единственным возможным.

Стили семейного воспитания:

Демократический – учитываются интересы ребёнка.

Авторитарный – навязывается свое мнение ребенку.

Попустительский – ребёнок предоставляется сам себе.

1. Распад семьи: очень большую роль в жизни ребёнка играет развод родителей. Многие дети начинают обвинять себя в том, что родители расходятся. Непонимание зачастую приводит к травмам и отпечаткам на всю жизнь.

2. Жестокость в семье - ведёт к тому, что дети неспособны успешно учиться, плохо развиваются в физическом и умственном отношении.

Таким образом, роль в семьи в становлении личности ребёнка не просто огромная, она является решающей. Воспитание личности ребёнка зависит от внутрисемейного климата, от типа взаимоотношений ребенка и родителей, от стиля семейного воспитания.

Мы можем и должны педагогически направить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности.

Выступление учителя-логопеда

Слайд. Дисграфия- это неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большенстве случаев наблюдается у детей дисграфия и дислексия (сложность овладения чтением) одновременно.

У вас на столе лист с 4-мя разными работами. Предлагаю вам поиграть в игру ИНТУИЦИЯ и определить, к какой форме относится каждая карточка. (2 мин).

Слайд В первой работе мы видим проявления оптической дисграфии: ошибки в заменах по графическому сходству, зеркальном написании букв, в написании лишних элементов.

Предпосылками к данной дисграфии является несформированность зрительно-пространственных функций.

При обследовании первоклассников из 33 учащихся 1-х классов

27 детей (81%) - ориентируются в сторонах собственного тела, 6 детей (19%)- не уверены, путают лево-право

20 детей (60%) - ориентируются на листе бумаги, понимают и показывают слева, справа от предмета, 13 детей (40 %) - не справились с заданием.

Слайд. Во 2 работе вы увидели ошибки связанные с неправильным произношением звуков в речи. Ребёнок пишет слова так, как произносит.

В 1-х классах из 33 детей 9 детей (27%) произносят все звуки, 24 (73%) – имеют различные нарушения.

Слайд. В 3 работе мы видим ошибки на основе нарушения фонемного распознавания. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего смешиваются буквы свистящие-шипящие, звонкие-глухие, гласные О-У, Е-И. (лубит, писмо).

11 детей (33%) - не допустили ошибки в повторении слогов с чередованием парных согласных по звонкости-глухости, свистящих-шипящих согласных, на слух реагируют на ошибки с шипящими звуками. 22 ученика (77%) – имеют различные нарушения.

Слайд. В 4-ой работе ошибки на уровне слов, словосочетаний и предложений. Нарушены грамматические и смысловые связи. Аграмматическая форма дисграфии может наблюдатьсяу детей с такими речевыми паталогиями, как дизартрия, алалия. Часто проявляется у детей со сниженным интеллектом, у детей с билингвизмом.

Наличие дисграфии приводят к трудностям в освоении программы по русскому языку и чтению, затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов, в усвоении математики (непонимание «больше на.», в», классов числа). Трудности приводят к информационной блокаде, повышения тревожности, асоциальному поведению.

Слайд 1. Методические разработки. При построении работы на уроке с нормой и инклюзией, мы должны помнить о здоровьесбережении и времясбережении ребёнка. Как построить работу на уроке? (технологическая карта)

Слайд. Напишите, пожалуйста, было ли полезно наше мероприятие и чем. СПАСИБО за внимание.

Публикации по теме:

Детские ответы на взрослые вопросы От чего нужно защищать детей? -От мух (Кирилл) -Чтоб они на улицу не убежали (Вика А.) -От драконов (Аксинья) -Чтобы собаки не съели (Георгий).

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст "почемучек"-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы "Почему?", "Зачем?" и "Как?".

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Плавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителейПлавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителей Инструктор по физической культуре Листенина Мария Александровна. Место работы ГБПОУ МИК дошкольное отделение "Радуга".Плавание. Актуальные.

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский. Основной задачей дошкольной образовательной.

Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы»Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ
Опубликовано: 31 октября 2023 в 21:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Соколова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД