Получи документы

Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики

Светлана Вохрамеева
Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики

Аннотация: Статья посвящена раскрытию вопроса об актуальности развития музыкальной одаренности дошкольника, а так же о противоречиях, мешающих эффективному решению данной задачи.

Публикация «Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики» размещена в разделах

Ключевые слова: музыкальная одаренность, потенциал, ритм, ритмопластика, развитие личности, актуальность, противоречия.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем общего образования[1].

Стержневым системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является содержание образовательного процесса в ДОУ, которое должно быть ориентировано не только на освоение ребенком определенного объема специальных знаний и умений, но, и, на развитие интегративных личностных качеств детей[4].

Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности и одаренности ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.

Одним из направлений развития личности ребенка в Федеральном государственном стандарте является художественно-эстетическое развитие, которое, помимо других видов деятельности, включает в себя музыкальный вид деятельности, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать музыку и возможность детей реализовать самостоятельную творческую активность в музыкальной сфере, в том числе через музыкально-ритмические движения.

Музыкально-ритмические движения – это вид деятельности, который наиболее органично развивает музыкально-ритмическую одаренность дошкольника. Особое место в данном виде деятельности занимает такое направление, как ритмопластика.

Ритмопластика – это сплав музыки и движения, позволяющий максимально раскрыть и реализовать внутренний потенциал ребенка, его творческие способности.

Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легко доступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой естественной биологической потребности детей в движении [2].

Т. Э. Тютюнникова отмечает: «Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать, «вспоминать», что музыка является биологическим наследством каждого человека. Важнейшие результаты нейропсихологических исследований подтверждают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека. Начать использовать, пока ребенок не забыл то, что ему даровано природой. Эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкального воспитания, как «Эффект Моцарта» Д. Кемпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки. Если нейропсихология исследует музыку, педагогика ищет пути гармоничного и целостного развития детей с использованием музыки. Первичная креативность, способность к творческому самовыражению важна сегодня для полноценной духовной жизни. Музыка, танец, импровизация является самыми лучшими средствами выявления собственной идентичности, они представляют собой путь открытия своего «Я» [5].

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но, впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкально-ритмического воспитания Э. Ж. Далькроз. Заслуга Э. Далькроза в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. «Ритм, - писал он, - создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств». Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Ритм можно назвать «телом» музыки. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом; это увеличивает музыкальные переживания. Подчеркивая тесную связь между движением и музыкой, Ж. Далькроз отмечал: «Подвижный ритм без музыкального сопровождения лишен самого жизненного своего элемента»[3].

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе. Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка как ритм и пластика.

Занятия ритмопластикой приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Ритмопластические упражнения помогут укрепить тело, развить мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности. Вместе с тем, в современных условиях можно отметить назревающее противоречие между наработанными ведущими учеными методами развития личности ребенка и их практической реализуемостью.

Дошкольное детство является наиболее важным, ключевым периодом, формирующим дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению.

В настоящий момент, в научной литературе наиболее полно изучена ритмика. Аспекты изучения чувства ритма представлен главным образом в музыкально-педагогических работах (Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер, 1930; Н. А. Ветлугина, 1958, 1963; И. Л. Дзержинская, 1959, 1962; А. Н. Зимина, 1964; М. Л. Палавандишвили, 1973 и др.) и небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Б. М. Теплов, 1947; Л. А. Гарбер, 1962; Г. А. Ильина, 1959, 1961; К. Мышкип, 1953).

Анализ данных работ, в которых с большей или меньшей полнотой освещены отдельные аспекты онтогенеза чувства ритма, свидетельствует, с одной стороны, об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности, с другой — о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий, особенно связанных с импровизацией и самовыражением. С точки зрения импровизационной хореографии эта тема недостаточно изучена.

Таким образом прослеживаются следующие противоречия:

- между возрастающей потребностью общества в развитии музыкальной одаренности детей дошкольного возраста и недостаточной готовности системы дошкольного образования к эффективному решению данной задачи;

- между необходимостью поиска педагогических условий развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики и традиционным ориентированием образовательного процесса в детском саду;

- между недостаточной методической разработанностью данной проблемы и потребностью детских садов в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса практики.

Необходимо создать научно обоснованное методическое обеспечение процесса развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики.

Библиографический список.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - М. : ООО «Проспект». – 160с. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования М. : Центр педагогического образования, 2014.

2. Галянт, И. Г. Орфей. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / И. Г. Галянт. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 1996.- 99с.

3. Жак-Далькроз, Э. Ритм : его воспитательное значение для жизни и искусства / Е. Жак Далькроз, Пер. Н. Гнесиной, Э. Жак-Далькроз. — : Изд. журн. "Театр и искусство", 1913

4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

5. Тютюнникова, Т. Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа? [Текст]

/ Т. Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4. – С. 95-99

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования»Статья «Технология развития изобразительного творчества детей старшего возраста средствами нетрадиционных техник рисования» «Технология развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования" Презентация.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возрастаВидео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики
Опубликовано: 8 октября 2020 в 15:22
+11Карма+ Голосовать

Приоритетная юридическая информация: публикация «Актуальные аспекты развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Вохрамеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД