МААМ-картинки

Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

Ольга Айшапахова
Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем.

За многовековую историю жизни человека сложилось два направления воспитания детей : семейное и общественное, каждое из которых представляет социальные институты воспитания, обладает своими возможностями, способностями в формировании личности подрастающего поколения. Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие эффективности воспитания детей дошкольного возраста. Детский сад и семья являются важнейшими институтами первичной социализации ребенка, что требует их взаимодействия.

Публикация «Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников» размещена в разделах

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

- первый - актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

- второй - педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

- третий - партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Внедрение такой методики позволяет создать усложненную систему работы с родителями, представленную тремя блоками, каждый из которых включает задачи, формы и виды деятельности.

1-й блок – Изучение семьи (анкетирование, наблюдение, беседа, создание ситуаций, самонаблюдение). Задача блока- последовательное и системное исследование семьи с целью дальнейшего планирования, организации и проведения различных форм работы с родителями.

Например, мы изучаем оценочное отношение взрослого к ребенку, их личностные качества и особенности взаимоотношений. Это хорошо прослеживается в утренние и вечерние часы, во время праздников, развлечений, совместного труда. Полученные в ходе наблюдений данные

подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы по отношению к ребенку.

При проведении рисуночного теста «Моя семья» с детьми старше 5 лет дети по-своему оценивают поведение родителей, взаимоотношения в семье и свое место в ней. Тест помогает глубже заглянуть в душу ребенка и понять, чем он живет, что его беспокоит, о чем мечтает, как воспринимает окружающий мир, семью. По итогам тестирования мы получаем ценную информацию.

Учитывая, что игра-ведущий вид деятельности дошкольника, игры с семейным сюжетом дают много информации о семье. Анализ воспроизведения детьми своего жизненного опыта и реакция родителей на ту или иную ситуацию дают ответ на вопросы о взаимотношениях в семье, о семейных ценностях.

Это помогает нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2-й блок - Новые способы общения. Основная задача этого блока - повышение педагогической грамотности родителей через различные формы работы : лекции, семинары, открытые занятия, практические занятия, конференции, работы творческих групп по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации.

Долгие годы в дошкольной педагогике господствовали тенденции подхода к родителям как к объектам воздействия педагогов. С ними «работали», «просвещали». Такой подход приводил к тому, что все предлагаемые нововведения рассматривались родителями как нечто внешнее и поэтому отвергались. Постепенно прежнее отношение к родителям сменяется на новое. ФГОС даёт возможность сделать выбор в пользу наиболее предпочтительных взаимоотношений, попробовать новые способы общения.

3-й блок - Включение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения. Основная задача- создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения. Формы работы : соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия и др.

С родителями мы стараемся использовать интересные формы работы. Привлекаем к участию в спортивных развлечениях «Проводы зимы», «Веселые старты», «А ну-ка, папы!». В течение учебного года в учреждении проводится много конкурсов, в которых демонстрируется совместное творчество детей и родителей. Все участники обязательно поощряются, что служит стимулом для проявления активности. Включаем родителей в состав жюри. Родительские собрания проходят с использованием мультимедийного оборудования с показом слайдов из жизни их детей.

Большое значение при работе с родителями имеет прослушивание аудиозаписей с высказываниями их детей на различные темы. Порой родителям приходится задумываться и пересматривать свою линию поведения.

Мы считаем, что большую пользу получают родители и педагоги в ходе обмена опытом. Это и секреты по приготовлению полезных для здоровья блюд «Вкусно, полезно, доступно», опыт «Закаливание детей в домашних условиях», опыт многодетной мамы - «Организации совместных игр», опыт семьи - «Этот день рожденья!».

Организация фотовыставок на тему семейного отдыха служит пропаганде ведения семьями здорового образа жизни.

«Главные основы воспитания закладываются до пяти лет, а затем воспитание человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» - слова А. С. Макаренко подтверждают мысль о том, что основы здорового образа жизни необходимо закладывать еще в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации c семьей остается очень важной, актуальной, приобретая порой обостренный характер. Проблемы в отношениях между семьями и образовательными организациями могут быть связаны, например, c несовпадением взаимных ожиданий. Зачастую педагоги испытывают большие трудности в общении c родителями по причине неправильного выбора формы сотрудничества.

Для реализации содержания работы по взаимодействию ДОУ и семьи используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия : беседа, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка и т. п.

Эти формы становятся эффективными только в том случае, если удается найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.

Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

В нашем ДОУ мы активно практикуем совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.

1. Совместные мероприятия педагогов и родителей :

Родительские собрания;

Консультации;

Беседы;

Вечера для родителей;

Тематические выставки;

Педагогические советы;

Встреча с администрацией;

Совет родителей.

2. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей :

Дни открытых дверей;

Турниры для знатоков;

Кружки;

КВН, викторины;

Праздники;

Семейные конкурсы;

Просмотры фильмов;

Концерты;

Оформление групп;

Соревнования;

Благоустройство ДОУ и территории.

К сожалению, многие современные родители утратили ласковую форму общения с детьми. Поэтому надо помочь им - научить понимать своего малыша, дарить ему свою любовь, испытать радость общения с ним.

Практика подсказывает, что необходимо дальнейшее распространение лучшего опыта семей– как высокоэффективного метода в воспитании детей. А также необходима планомерная работа педагогического коллектива по повышению педагогических знаний у родителей.

Вовлечение родителей в семейные клубы, в совместные мероприятия помогает развивать навыки общения со своими детьми, стабилизировать детско-родительские отношения.

Детские годы - самые важные в жизни человека и, какие уроки ребенок извлечет в этот период, зависит от взрослых, от их личного примера. Все основы формирования личности ребенка начинаются в семье.

Многие исследователи отмечают, что в современной практике дошкольного образовательного учреждения используются чаще традиционные формы педагогического взаимодействия – консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков. Такое взаимодействие еще во многом опирается на авторитарную парадигму (Т. И. Бабаева, А. Л. Венгер, Л. Ф. Тихомирова). Эти формы взаимодействия ДОУ и семьи предполагают более активную позицию сотрудников ДОУ и, чаще всего, пассивную исполнительскую позицию родителей. Основная цель такого взаимодействия – информирование родителей.

Выбирая наиболее приемлемые формы взаимодействия, родители отдали предпочтение индивидуальным формам, в которых легче решить конкретные проблемы воспитания ребенка. Приоритетная форма - индивидуальное консультирование – свидетельствует о потребности родителей решать конкретные проблемы развития ребенка, а не просто узнавать какую-либо информацию о воспитании и обучении детей. Это также проявление потребности услышать добрые отзывы о ребенке, поделиться сомнениями с воспитателем. На практике не всегда охотно родители взаимодействуют с педагогами. Одна из причин – неверно определенное содержание взаимодействия. Многие педагоги из благих побуждений говорят с родителями о проблемах ребенка, почти не отмечая его достижения. Это эмоционально для родителя тяжело, и он уходит от контакта. Взаимодействие становится формальным, стороны недовольны, проблема не решена.

Успех взаимодействия между ДОО и семьей определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги дошкольных образовательных учреждений ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии.

1. Формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т. п.

2. Формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов.

3. Формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

4. Наглядные формы : библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, уголки для родителей и др.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. БуктрейлерНаглядно-информационные формы взаимодействия с родителями. Буктрейлер Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение.

Библиотека изображений:

Публикация Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Айшапахова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Активные формы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников
Опубликовано: 5 июля 2022 в 11:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД