Лучший педагог года

Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам

Надежда Иванченко
Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам

Для совершенствования навыков правильной развернутой речи в своей работе с дошкольниками использую методику рассказывания по картине.

Развитие связной речи через составление рассказов по картинам и серии сюжетных картинок является очень актуальным, и в то же время трудным для овладения детьми.

Публикация «Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам» размещена в разделах

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Возможности ребенка познать действительность становятся шире. Это облегчает его общение в социуме. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

Какие же требования к отбору картин существуют в педагогике?

1. Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему миру.

2. Картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других предметов должны быть реалистическими.

3. Картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. На картинах не должно быть нагромождений мелкими деталями и предметами, иначе дети отвлекаются от главного.

Виды рассказывания по картине :

Описание предметных картин – это последовательное связное описание изображенных на картине предметов или животных, их свойств, действий, качеств.

Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, которая не выходит за пределы содержания картины.

Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. Ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ, используя при этом глаголы, прилагательные, числительные, и др. части речи.

Повествовательный рассказ. Используется в основном, по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему необходимо не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события, так сказать «додумать» события.

Описание пейзажной картины : здесь необходимо назвать место, изображенное на пейзаже; перечислить объекты, изображенные на картине. Также ребенку необходимо определить части суток, время года. Ребенку необходимо почувствовать и представить возможные ощущения человека на пейзаже, определить основные цветовые гаммы пейзажа.

В работе с детьми логопедической группы рассматривание картин осуществляется по частям. Например, что изображено в центре картины?

Используются творческие задания: например, придумайте имя девочке или мальчику, кличку собаке и т. д.

Педагог может начать рассказ об одном эпизоде, а дети продолжают. Также можно использовать указания, кому начать, о чем рассказывать сначала, в какой последовательности развивается сюжет картины.

Обязательны ключевые фразы при описании сюжета: на этой картине я вижу, на этой картине художник изобразил, в центре картины я вижу, на дальнем плане изображен… и т. п.

Также использую такие задания, как дополни описание: какой котенок? – пушистый, полосатый, потешный, веселый, и т. д.

Обязательно задаю вопрос: понравилась ли картина? Ребята учатся выражать свои чувства, впечатления.

Таким образом, у дошкольников развивается речь, совершенствуются навыки построения полных, развернутых предложений при описании картины.

Публикации по теме:

Презентация «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность темы состоит в том, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение.

Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы)Активизация лексического строя речи у детей (из опыта работы) В логопедической практике для привлечения внимания детей, повышения их заинтересованности и улучшения качества коррекционного процесса используются.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам»Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Составление рассказов по картинам» Начальная школа - детсий сад 27. Воспитатель: Санникова Т. В. г. Махачкала конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Библиотека изображений:

Публикация Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Иванченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Активизация развернутой речи путем обучения рассказыванию по картинам
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 20:47
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД