МААМ-картинки

Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Денисенко Сергей Владимирович
Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Адаптивная физкультура (сокращенно АФК) – это меры спортивно-оздоровительного характера, которые ориентированы на реабилитацию человека с ОВЗ и его адаптацию к здоровой социальной среде. Такие занятия не только активизируют двигательные способности, но и помогают преодолеть психологический барьер и улучшают качество жизни в целом. АФК – это уникальный метод, при котором выполнение физических упражнений хорошо воздействует на общее состоянии ребенка.

Публикация «Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Для построения процесса физического развития детей с ограниченными

возможностями здоровья необходимо быть осведомленным о состоянии здоровья ученика, его физических, психических и личностных индивидуальных

особенностях, в связи с тем, что первоначальным условием начала

образовательного процесса является характеристика ученика. Нужно отметить,

что по классификации болезней категория детей с ограниченными

возможностями здоровья очень разнообразная. В том числе важными факторами являются возраст, степень тяжести, медицинские показания по сопутствующим заболеваниям и вторичным отклонениям, структура протекания болезни.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые,

связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора.

Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно

развивают речь и интеллект. Так же восстанавливается связанная с моторикой

вегетативная система. В инклюзивной школе дети с ОВЗ выполняют те же

упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и

приемы АФК.

Существуют основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и

возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых,

нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления

сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит

те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным

результатом.

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины

психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность: многообразие упражнений и условий их выполнения

разные способы регулирования эмоционального состояния.

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и

его родителей на внеклассных и внешкольных спортивных мероприятиях.

При помощи адаптивной физкультуры можно значительно улучшить

психофизическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а самое главное – приучить их к таким упражнениям, которые будут им по силам, и научить

управлять своим телом и эмоциями. Дети, которые занимаются АФК, более скоординированы, подвижны, ловки. Им легче дается освоение окружающего пространства, улучшаются речь, память, концентрация внимания, способность к общению со взрослыми и детьми. Принятие собственного тела помогает ощутить себя полноценной личностью со своими собственными желаниями.

Средствами адаптивной физической культуры являются физические

упражнения, природные и гигиенические факторы. Основную роль занимают

физические упражнения, благодаря которым учитель вырабатывает направленное воздействие на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, решает вместе с ним развивающие, коррекционные, воспитательные, оздоровительные и профилактические задачи. В следствие многоповторного выполнения упражнений ученик улучшает свою физическую форму, совершенствует движения и развивает новые двигательные возможности. Также результат от регулярных физических упражнений способствует большому количеству изменений биологических структур и функций. Человек с ограниченными возможностями здоровья в любом возрасте может прибегнуть к физическим упражнениям, и они будут давать положительный результат, но особенно сильно адаптивная физическая культура влияет на растущий организм.

Физические упражнения имеют ряд преимуществ: развитие и укрепление

опорно-двигательной системы, улучшение тонуса и эластичности мышц,

увеличение силы и укрепление суставов; стимулирование кровообращения и

обмена веществ; увеличение работоспособности мозга и стрессоустойчивости;

развитие сенсорных функций.

Адаптивная физическая культура способствует развитию интересов и

потребностей, воспитывает характер, формирует поведение и волю благодаря

тому, что на уроках физической культуры упражнения наполнены

целенаправленными действиями, сопряжено с множеством психических

процессов, с регулированием качества движений, с умственной деятельностью и эмоциональной реакцией.

Выделяют эффективный способ проведения занятий физической культуры

для детей с ограниченными возможностями здоровья, который развивает

координацию, волевую и психическую составляющую характера ученика, это игра.

Люди всех возрастов с радостью вовлекаются в игры, потому что именно игра

может удовлетворить потребности человека в эмоциях, досуге, общении и

активной деятельности, а также является способом самовыражения. При выборе игр необходимо учитывать индивидуальные физические особенности,

двигательные возможности группы, а также возраст. Доказано, что игровой

процесс является не только развлечением, но и способом повышения телесно-двигательной активности, развития умственной деятельности и выражения

эмоций. Главным принципом в проведении физической культуры для учеников с ограниченными возможностями здоровья является индивидуальный подход,

исходя из которого распределяются нагрузки.

Но существует ряд противопоказаний к АФК:

1. Обострение хронических заболеваний и инфекционные

заболевания;

2. Сердечно-сосудистые заболевания;

3. Легочная недостаточность;

4. Заболевания крови;

5. Нарушения спинального кровообращения;

6. Злокачественные образования;

7. Почечная недостаточность;

8. Хронический гепатит;

9. Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки;

10. Осложненный сахарный диабет;

11. Эпилепсия;

12. Остеохондроз позвоночника с осложнениями;

13. Психические заболевания.

Таким образом, благодаря организации постоянных занятий адаптивной

физической культурой заметно улучшается психофизиологическое состояние

детей с ограниченными возможностями здоровья, а также, что не менее важно

происходит приобщение учеников к необходимым им физическим упражнениям и способностью управлять своим психофизиологическим состоянием.

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа

по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети

с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути

оздоровления, совершенствования и самореализации.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 22:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптивная физкультура для развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Денисенко Сергей Владимирович на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД