Папки-передвижки

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

Наталья Куликова
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОВЗ

Составитель: Куликова Н. А.,

учитель-логопед

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка 3

1.1. Цели и задачи реализации программы 4

1.2. Принципы и подходы к формированию программы 4

1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы 5

1.4. Планируемые результаты освоения программы 6

1.5. Педагогическая диагностика 8

Публикация «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные формы реализации программы для ребенка с ОВЗ 9

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 10

3.2. Материально-техническое обеспечение программы 11

3.3. Организация коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ 12

Перечень литературных источников 16

Приложение № 1 Календарно-тематический план коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ на 2018-2019 учебный год 18

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равномерное включение развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Постепенное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коллектив сверстников с помощью взрослого требует от педагога новых психологических установок на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Такой ребенок может реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером его психического развития.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка с ОВЗ (далее – Программа, посещающего среднюю группу общеразвивающей направленности «Чулычах», разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

- Федеральным законом от 29.12.2012г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. Приказом МОиН РФ от 17.10.2013г. N 1155);

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. N 1014);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. N 26;

- Федеральным законом от 24.07.1998г. N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

- Уставом МБДОУ «Д/с «Настенька»;

- Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с «Настенька».

Программа предусмотрена для освоения ребенком с ТНР в возрасте 4-5 лет образовательных отношений в группе общеразвивающей направленности.

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у ребенка с ТНР;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

1.1. Цель и задачи реализации программы

Целью программы для ребенка с общим недоразвитием речи II уровня речевого развития (по Р. Е. Левиной, является построение системы средств и условий для развития у детей пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению и осуществление своевременного и полноценного их личностного развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Задачи программы :

1. Создавать условия для развития звукопроизношения.

2. Создавать условия для развития слоговой структуры слова.

3. Создавать условия для развития фонематического восприятия.

4. Создавать условия для коррекции лексико-грамматического строя речи.

5. Создавать условия для развития связной речи.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на следующих принципах:

- коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;

- учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

- - психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Кроме того, в основу программы положены и основные общедидактические принципы:

принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурные компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т. е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ.

Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

- принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

- принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования.

Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).

1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы

Характеристика воспитанника

Воспитанник – 4 года, заключение ПМПК: общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития.

Ребёнок доброжелателен, настроение в целом позитивное.

Общение с новыми взрослыми не затруднено, легко устанавливается в процессе предметно-игровых действий. Понимает простейшие инструкции, помощь взрослого принимает, сложные инструкции требуют повторения и разъяснения, к результату не критичен.

Навыки самообслуживания сформированы: пользуется туалетом, раздевается и одевается самостоятельно.

Обращенную речь понимает в полном объеме. Голос по силе нормальный, дыхание свободное. Отклонения в строении артикуляционного аппарата: короткая подъязычная уздечка верхней губы и языка. Артикуляция нечеткая. Полиморфное нарушение звукопроизношения: сигматизм свистящих звуков, парасигматизм шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Словарь ниже возрастной нормы. Выраженные трудности словоизменения и словообразования. Фонематическое восприятие нарушено. Слоговая структура нарушена. Связная речь в стадии формирования.

Временная и пространственная ориентировка соответствует возрасту. Ребёнок сличает основные цвета, фигуры. Моторика развита достаточно. Развитие познавательных процессов соответствует возрасту. Объем памяти невысокий. Навыки счета недостаточно закреплены. Помощь при обучении принимает. Игровая деятельность соответствует возрасту. Достаточный уровень обучаемости.

У ребенка со вторым уровнем речевого развития речевая активность возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром.

Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-педагогического обследования детей. После диагностики для ребенка разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, который реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка :

Коррекционно-развивающие:

Обучение ребенка с начатками фразовой речи (со вторым уровнем речевого развития) предполагает несколько направлений:

- развитие понимания речи, включающее формирование умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий и некоторых признаков; формирование понимание обобщающего значения слов; подготовка к восприятию диалогической и монологической речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка. Обучение называнию 1-3хсложных слов (кот, муха, молоко, учить первоначальным навыкам словоизменения, затем – словообразования (число существительных, наклонение и число глаголов, притяжательные местоимения «мой - моя» существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами типа «домик, шубка», категории падежа существительных);

- развитие самостоятельной фразовой речи - усвоение моделей простых предложений: существительное плюс согласованный глагол в повелительном наклонении, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени, существительное плюс согласованный глагол в изъявительном наклонении единственного числа настоящего времени плюс существительное в косвенном падеже (типа «Вова, спи», «Толя спит», «Оля пьет сок»); усвоение простых предлогов – на, под, в, из. Объединение простых предложений в короткие рассказы. Закрепление навыков составления предложений по демонстрации действия с опорой на вопросы. Заучивание коротких двустиший и потешек. Допускается любое доступное ребенку фонетическое оформление самостоятельных высказываний, с фиксацией его внимания на правильности звучания грамматически значимых элементов (окончаний, суффиксов и т. д.);

- развитие произносительной стороны речи - учить различать речевые и неречевые звуки, определять источник, силу и направленность звука. Уточнять правильность произношения звуков, имеющихся у ребенка. Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов слов предложений, формировать правильную звукослоговую структуру слова. Учить различать и четко воспроизводить слоговые сочетания из сохранных звуков с разным ударением, силой голоса и интонацией. Воспроизводить слоги со стечением согласных. Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя направления, связанные с развитием и гармонизацией личности ребенка с ТНР, формированием морально-нравственных, волевых, эстетических и гуманистических качеств.

К концу данного этапа обучения предполагается, что ребнок с ТНР овладел простой фразой, согласовывает основные члены предложения, понимает и использует простые предлоги, некоторые категории падежа, числа, времени и рода, понимает некоторые грамматические форм слов, несложные рассказы, короткие сказки.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок с ОНР II, уровня речевого развития в итоге коррекционно-развивающей работы должен научиться:

- соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением; узнавать по словесному описанию знакомые предметы; сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам; понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

- фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к],[х],[г], гласные звуки раннего онтогенетического ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);

- воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

- правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность. В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- уметь различать на слух длинные и короткие слова;

- запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными, цепочки слогов со стечением согласных;

- уметь выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из начала и конца слов, дифференцировать звуки отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [ м-н ] [ п-т ][ б-д ] [ к-т ] в ряду звуков, слогов, слов;

- поддерживать беседу, задавать вопросы, отвечать на них, выслушивать друг друга до конца;

- повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять простой описательный рассказ по алгоритму с помощью взрослого;

- владеть навыками пересказа, пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого;

- владеть навыками словообразования : продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

1.5. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится учителем-логопедом ежегодно 2 раза в год в соответствии с Календарным учебным графиком МБДОУ «Д/с «Настенька», Положением о системе оценки индивидуального развития детей, на основе методического пособия «Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР» /авт. -сост. А. М. Быховская, Н. А. Казова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 32с.

Данная методика мониторинга помогает выявить стороны речи, требующие дополнительной коррекционно-развивающей работы.

На начало учебного года по результатам диагностики у ребенка выявлен средний уровень общего и речевого развития.

Согласно Положения о психолого-педагогическом консилиуме для детей, имеющих заключение ПМПК специалистами ППк разработаны индивидуальные маршруты сопровождения, включающие индивидуальные планы коррекционно-развивающей деятельности на учебный год.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Основные формы реализации программы для детей с ОВЗ

Индивидуальная коррекционно - образовательная деятельность направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

Внимание ребенка обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

Индивидуальная коррекционно - образовательная деятельность проводится с ребенком один раз в неделю. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня . рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.

Адаптированная программа обучения детей с ОНР I уровня Особенности организации обучения детей с ОНР 1 уровня Годовое обучение условно подразделяется на 2 периода обучения: 1 период – сентябрь,.

Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания» Адаптированная программа «Социальные навыки и навыки самообслуживания» Автор-составитель: Тагильцева А. Р., социальный педагог.

Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 класса (VII вида) Адаптированная рабочая программа логопедических занятий 9 в класса (VII вида) Составитель: учитель-логопед Кирсанова Марина Алексеевна.

Адаптированная рабочая программа по литературе Адаптированная рабочая программа по предмету ЛИТЕРАТУРА,11КЛАСС (для обучающегося на дому) Количество часов: 34 (1 час в неделю) Составитель:.

Модифицированная рабочая программа по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ в реабилитационном центре ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ (ЗРВПФ смешанного типа с преобладанием когнитивного и вербального компонентов, низкий уровень.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее.

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы для ребенка с ОВЗ компенсирующей группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» Программа индивидуальной коррекционно-развивающей.

Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ Дополнительная образовательная программа экологического клуба «Зелёный лес» рассчитана для работы с детьми ОВЗ Возраст детей 13 – 15.

Библиотека изображений:

Публикация Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Куликова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 19 марта 2019 в 17:22
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД