Получи документы

Адаптация детей раннего возраста

сташевская светлана
Адаптация детей раннего возраста

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок (или взрослый) привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении или ином учреждении; от разницы в методах воспитания. Воспитатли тоже нуждаются в адаптации, особенно те,кто в силу профессиональных особенностей вынужден принимать каждый год детей в группы раннего развития. Это сложный процесс как для детей, так и для воспитателей. Идя в сад, родители переживают о том какой воспитатель встретит ребенка, как ребенок отреагирует на него, на новизну окружающей среды, других сверстников.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста» размещена в разделах

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода :

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада.

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо: с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

2 этап – приход в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад “к своему” шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад и остается в группе в течение 2-3 часов. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние Ребенок уже может без слез находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними.

Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает, когда мама отработает и обязательно заберет его из сада, что родители его очень любят и никогда его тут не оставят на очень долго.

Обратите внимание

В самый первый день лучше прийти в группу, познакомить ребенка с воспитателем и детьми. Ребенку легче воспринять игру, ситуацию в группе на, посмотреть чем заняты дети.

По мере адаптивности ребенка пребывание в саду продлевается на некоторое время (обычно, начиная с минут 30 до часу). После прогулки можно вместе со всеми детьми пойти в группу, раздеться в своем шкафчике и поиграть в группе. Войдя в незнакомое помещение, ребенок видит уже знакомые лица воспитателя и других детей. Далее повторять порядок предыдущих дней и плюс остаться на обед. Ребенок сам захочет поесть, аппетит сохранится благодаря помощи воспитателей и позитивного настроя родителей.

Важно. В течение первых 3- 4 недель не следует принуждать ребенка к выполнению определенных действий, прописанных режимом: принимать пищу, докармливать против желания ребенка, побуждать ребенка участвовать в занятиях, раздеваться для укладывания на сон.

Полезные советы.

После двух-трех недель стабильного посещения первой половины дня можно впервые остаться на сон. Следует заранее договориться с ребенком о сне. Если ребенок заснет, ни в коем случае нельзя его покинуть. Он не будет долго спать, т. к. непривычная обстановка помешает глубокому сну. В дальнейшем ребенок научится быстро и легко засыпать, поскольку «я посплю – и за мной мама придет». В течение одной-двух недель надо забирать ребенка сразу после сна, чтобы не растягивать время тягостного ожидания де6тей. Это поможет сформировать у ребенка положительное отношение ко сну в детском саду.

Задачи воспитания на адаптационный период :

Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей :

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Формирование у ребенка чувства уверенности.

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Охрана и укрепление здоровья детей.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах

Игры с детьми в период адаптации

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Рекомендации родителям, на период, когда ребенок начал

впервые посещать детский сад.

Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п. ;

По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;

Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;

Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;

Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;

Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;

Щадить его ослабленную нервную систему;

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных осо

Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;

Не наказывать ребенка за детские капризы;

Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Как не надо:

отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;

не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;

препятствовать контактам с другими детьми;

увеличивать нагрузку на нервную систему;

одевать ребенка не по сезону;

конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями

Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;

Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет;

Принесите в группу свою фотографию;

Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);

Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;

После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке;

Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу; Будьте терпеливы.

Воспитатели тоже должны получать методическую поддержку сами и уметь объяснить родителям, что у детей раннего возраста есть свои особенности, которые нужно учитывать.

Трудности воспитателя.

Воспитанники ясельной группы действительно часто и подолгу плачут, не спят в тихий час, еще не умеют играть и не могут контролировать свое поведение. Если до этого педагог работал только с дошкольниками, ему сложно переключиться: он заранее ожидает от малышей больше, чем они могут. Не следует требовать и от самого воспитателя сразу высоких результатов в работе. Большой опыт работы с детьми дошкольного возраста еще не гарантирует того, что воспитатель сможет работать в ясельной группе. Методы и приемы, которые воспитатель применял в дошкольной группе, в группе раннего развития работать не будут. Ведь дети раннего возраста требуют особого подхода. Они тяжелее переносят разлуку с семьей, чем дошкольники. Поэтому трудности, особенно в первые месяцы адаптации воспитанников к детскому саду, неизбежны. Задача воспитателя – оказать себе эмоциональную поддержку, для этого необходим период, чтобы адаптироваться. Почему возникают трудности у воспитателей в ясельной группе и какие приемы работы с малышами им посоветовать?

Трудность 1. У воспитателя НЕ получается организовать детей.

Это происходит потому, что ребенок в этом возрасте не может : слушаться и не проявлять никаких эмоций, слушаться, если охвачен в данный момент игрой или какими либо эмоциями, ждать более 2- 3минут, объяснить словами что с ним не так или что ему хочется, сосредоточиться на чем либо продолжительное время, оставаться чистым и опрятным в течении дня. Рекомендации воспитателям:

Контролируйте занятость детей в течении всего дня, чередуйте занятия (10 минут) и игры (важно подобрать их по особенностям группы, используйте возможность увлечь новой игрушкой, которая тоже пришла в сад подружиться с детьми,говорите с детьми максимально просто, кратко, не озвучивайте неправильные действия ребенка, сами проявите дисциплинированность, помогайте общению с детьми жестом.

Трудность 2. Воспитатель НЕ знает, как остановить плач:

Это происходит потому, что в этом возрасте ребенок НЕ может :не плакать, когда хочется заплакать;не плакать, потому что он мальчик или «уже большой»;успокоиться, даже если взрослый угрожает: «накажу», «поставлю в угол»;не плакать, если испугался; :не плакать, не реагировать, если другие дети в группе плачут;прекратить плакать усилием воли.

Рекомендации воспитателям:

Если дети плачут: проявите соразмерное сочувствие, примите эмоции ребенка, не спешите его сразу утешать, дайте высказаться ему доступным для него способом,не говорите ничего о детях, не подходите к ребенку, если сами раздражены (сначала успокойтесь сами, посидите немного, выпейте воды, пожалейте себя, потом подходите к ребенку,создайте в группе уголок утешения, используйте питомца.

Трудность 3. Воспитатель НЕ может увлечь детей игрой

Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок НЕ может :

играть во что-то или с кем-то из вежливости или потому, что «так надо»;играть только в развивающие игры;одновременно играть и поддерживать порядок на игровой территории;делиться игрушкой, если она нужна ему самому.

Рекомендации для воспитателей:

Отнеситесь к игре как к лучшему времени в течении дня, развивайте заинтересованость с помощью окружающей среды, игровых зон, созданных в группе,помните,если в группе нарастает плач, значит дети переутомились, устали, нужно сменить вид деятельности, не заставляйте детей делиться игрушками против их желания.

Трудность 4. У воспитателя НЕ получается уложить детей в тихий час

Это происходит, потому что в этом возрасте ребенок НЕ может : уснуть, если встревожен, напуган, если у него что-то болит; уснуть именно с такой скоростью и в такой позе, как ему указали (никто так не может); произвольно ускорить собственное засыпание или пробуждение; тихо лежать и не вертеться, когда не спится; хорошо спать, если укладывают криком, угрозами, резкими действиями.

Рекомендации воспитателям:

Соблюдайте режим прогулки, придумайте и создайте перед сном спокойную эмоциональную обстановку (прослушивание релаксирующей музыки, сказки,не заставляйте ребенка лечь в какую либо позу,пусть это сделает сам, посидите с ребенком пока не уснет, не говорите агрессивным тоном.

Как видим ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю.

К детям нужно проявлять индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим.

Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат

Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать потешки, частушки, колыбельные песни, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

Важное место должно занимать сотрудничество с родителями. Нужно так построить работу, чтобы с обеих сторон к ребенку предъявлялись единые требования.

Наглядная информация должна быть яркой, насыщенной, нести смысловую нагрузку и быть актуальной на данный момент

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется использовать элементы телесной терапии (обнимать, поглаживать, но есть дети, которые не приемлют тактильный подход. Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка звучания обязательны.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички. Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей. Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка

Соблюдение данных рекомендаций поможет ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будет способствовать процессу ранней социализации. И не менее важно сохранит здоровье и эмоции воспитателей детей группы раннего развития, позволит получать положительные эмоции от своей профессиоальной деятельности.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского садаАдаптация детей раннего возраста к условиям детского сада Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация – это приспособление к новым условиям, причем она необходима не только при поступлении в детский сад, но и после болезни, летних.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 16:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД