МААМ-картинки

Консультация по воспитанию детей раннего возраста

Ольга Полетаева
Консультация по воспитанию детей раннего возраста

9 принципов воспитания от многодетной мамы

Так что такое раннее развитие?

В головах многих раннее развитие — это развитие каких-то навыков, которые в данном возрасте у большинства ещё не развиты. Причём желательно, чтобы эти навыки было легко продемонстрировать окружающим: раннее чтение, счёт, набор энциклопедических знаний, иностранные языки — всё это гораздо легче измеряемые и заметные штуки, чем, например, раннее умение решать какие-то логические задачи, делать выводы или справляться с препятствиями.

Публикация «Консультация по воспитанию детей раннего возраста» размещена в разделах

На самом деле раннее развитие — это просто как можно более раннее (не раньше других, а просто как можно раньше) гармоничное развитие самых разных зон мозга (стимуляция образования нейронных связей, если быть точнее) при помощи различных видов деятельности и различных инструментов и методик. Это всё.

Вот девять простых, логичных и незатратных принципов успешного раннего развития, которые я вывела для себя из многочисленного найденного, прочитанного, изученного на тему раннего развития и из немаленького уже личного опыта. Делюсь, может, кому-то будет полезно.

Раннее развитие. Методика без методик

1. Обеспечиваем базовые потребности, без этого говорить о развитии неразумно. К ним психолог Людмила Петрановская (и я с ней совершенно согласна) относит голод, холод и привязанность.

Если с первыми двумя всем всё понятно, и родители спешат удовлетворять их наперёд и с избытком, то третья (тактильный контакт, «кожный голод») базовой обычно не считается. И даже считается почему-то вредной: будешь много обнимать-таскать — разбалуется, так всегда и будет на тебе висеть! Ему не надо, он просто манипулирует! За-чем! Зачем, если ему не надо! Мир невозможно интересен, и дитю не сдались ваши «на ручки», если он этим сыт, удовлетворён. А вот если вечно «недокормлен» объятиями, вечно получает это урывками и с упрёками — не до развития ему, представьте и поймите, ему бы базово насытиться.

2. Обогащённая среда. Обустроим пространство вокруг малыша так, чтобы у него был визуальный и тактильный доступ к максимально возможному количеству предметов, вещей, фактур.

Нет, совсем не обязательно закупать для этого дорогущие развивающие пособия и игрушки: бабушкины моточки, крышечки, баночки, бусинки, папины инструменты, мамина косметика, мебель, книги, посуда, карандаши, вода из-под крана, лёд из морозильника, крупы, тесто, разных форм и размеров овощи, выключатели, пульты, другие кнопки, земля из цветочных горшков и пушистая кошка с шершавым тёплым языком — неужели вы думаете, что обычная квартира или прогулка во дворе может подарить вашему малышу меньше ощущений и наблюдений, меньше поводов для анализа, сравнения и других размышлений или меньше идей для занятий и игр, чем специально оборудованные комнаты Монтессори?

3. Как можно более ранняя свобода и самостоятельность (нет, после 18 — это не ранняя). Позволяем малышу выбрать, добраться, потрогать, открыть, попробовать, сломать, упасть, уколоться, удариться, рассыпать, пролить, размазать, разбить, прищемить и даже обжечься и порезаться, выбирать занятия, их длительность, предметы для взаимодействия, место и способы — естественно, подконтрольно, естественно, в разумных безопасных пределах, но по возможности максимально.

Да, страшновато, да, жалко. Но во-первых, пусть уж все неприятности лучше произойдут под нашим контролем, чтобы малыш как можно раньше делал выводы об опасности и коварности мира вокруг. А во-вторых, вы не представляете, как набитая шишка стимулирует нейронные связи: тут тебе и вывод, и анализ, и планирование, и сравнение, и пространственное мышление и мотивация, ох.

Грузинский зоолог Ясон Бадридзе в своём рассказе о жизни среди волков (интереснейшая, кстати, история, почитайте) говорит о том, что волчата, выросшие в обедненной среде (пустые клетки, и позже помещённые в обогащённую среду, уже не могли догнать в сообразительности своих собратьев, выросших в специальных клетках, в которых им с рождения постоянно приходилось просчитывать оптимальный путь между корягами, камнями, впадинами, водой и другими препятствиями.

Да, дети не волчата, но сидение в стерильном, мягко-безопасном и однообразном уголке даже с кучей крутых и развивающих дозволенных игрушек (и даже с посещением два раза в неделю «настоящего» развивающего пространства где-то в специальном центре) — это минимум развития. Минимум. Даже если там где-то в этих уголках и центрах продуманные кубики и сортеры, даже если там про буквы и счёт.

4. Много общения. (Этого, кстати, на мой взгляд, маловато во всех методиках). Много и обо всём говорим с малышом, сначала просто комментируя свои действия, напевая, рассказывая стихи и истории, потом отвечая подробно и с интересом на все вопросы, расспрашивая. Говоря, всегда помним о том, что ребёнок не объект обучения, а обучающийся субъект: всегда обратная связь, всегда побуждение к выражению личных мыслей и чувств малыша, его впечатлений и выводов. Всегда готовность принять их важность.

5. Совместная деятельность. Готовить еду, возиться с тестом, мыть посуду, чинить комп, забивать гвозди, развешивать бельё, копаться в грядках, пылесосить, рисовать и сочинять музыку — во всём этом очень неудобным, но очень важным помощником может быть уже шести- семимесячный малыш, не говоря уже о более старших детях. Тут органично и естественно впишутся и счёт, и буквы, и другие «интеллектуальные» штуки. Но и просто любой новый опыт, любая новая деятельность — это куча новых нейронных связей. Чём раньше, тем больше.

6. Разнообразие впечатлений. Конечно, водить ребёнка по музеям, театрам и выставкам ради галочки в графе «полезные впечатления» — занятие сомнительной продуктивности. Но если посещать их с искренним собственным интересом, с обязательным обменом впечатлениями и мыслями (тут, кстати, и совместная поездка на рыбалку, и в лес по грибы, и просто прогулка во дворе, и совместный просмотр мультфильма или фильма — впечатления не менее полезные, то переоценить эффект этого пункта для гармоничного развития сложно.

7. Готовность к потерям. Понимать, что целостность драгоценного порядка, игрушек и часто абсолютно всех вещей вокруг всегда под угрозой, если мы взращиваем свободную, любопытную, склонную к экспериментам личность.

Конечно, не устаем объяснять про бережное отношение к продуктам труда, про уважение к чужой собственности и приучаем к порядку, но понимаем, что слишком бурная негативная реакция, наказание по поводу разобранной на винтики машинки может навсегда отбить всякое любопытство к миру и желание экспериментировать. Лучше покупать игрушки подешевле и быть готовым к тому, что кукла может быть сильно подстрижена, а паровозик разбит в пух и прах (я проверил, ма, он был непрочный, чем превращать жилище в музей игрушек, а ребёнка в их смотрителя.

8. Игра. Игра в жизни ребёнка настолько важна, что право на неё закреплено в Декларации о правах ребёнка, об этой, тоже базовой потребности знают все, много говорить о ней не буду. Игра всегда, игра везде, игра на суше и в воде — ребёнок познает мир и жизнь через неё, и если ваши развивающие занятия чрезвычайно серьёзны и лишены всего игрового или если из-за них у ребёнка не остаётся времени на ежедневное бесполезное и бесцельное дуракаваляние

9. Индивидуальный подход. Давайте помнить, что мы с вами не скульпторы, а дети — не пластилин. Садовники. Только садовники.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по сенсорному воспитанию «Соберем урожай» для детей раннего возрастаДидактическая игра по сенсорному воспитанию «Соберем урожай» для детей раннего возраста Цель: Формирование у детей практических знаний о цвете: красный, желтый, зеленый, о величине: большой, поменьше, маленький, о количестве:.

Дидактическая игра своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Разноцветные деревья»Дидактическая игра своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста «Разноцветные деревья» Дидактическая игра своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы. Для развития у детей воображения, формирования.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Игры с манкой для детей раннего возраста» В развитии детей раннего возраста большую роль играет мелкая моторика. Игры с водой и песком являются хорошим способом её тренировки.

Консультация для родителей «Речь детей раннего возраста» Уважаемые родители, вы все прекрасно знаете, что основными задачами детишек ясельного и младшего возраста является общее развитие речи,.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация «Речь детей раннего возраста»Консультация «Речь детей раннего возраста» В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация по воспитанию детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Полетаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация по воспитанию детей раннего возраста
Опубликовано: 26 января 2024 в 16:56
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД