Получи документы

Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Наатлья Васенина
Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе

До сих пор одним из самых “больных” мест любой школы остаётся слабая успеваемость школьников. Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.

Можно много говорить о причинах, видах неуспеваемости, о характерных особенностях, о типах слабоуспевающих. (слайд)

Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.

Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям?

Публикация «Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе» размещена в разделах

Сегодня мне бы хотелось поделиться некоторыми эффективными приемами работы со слабоуспевающими учащимися.

(слайд)«…Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить».

Это слова великого педагога — Константина Дмитриевича Ушинского. Актуальны ли они в наши дни? Безусловно! В современной школе остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Каждый педагог хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием ходили в школу, учились «хорошо» и «отлично». Но к великому сожалению, это происходит не всегда. Часто мы слышим: «он не хочет учиться», «она могла бы учиться лучше», «мог бы учиться хорошо, но нет желания». В таких случаях мы сталкиваемся с отсутствием у школьника положительной мотивации к обучению.

(слайд)Учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это взаимосвязанная целостная система, которая состоит их мотивов, целей, реакций на неудачу и потребностей ученика в получении новых знаний. От мотивации учащихся зависит их успешность, уровень знаний, желание учиться всю жизнь. Не стоит забывать, что, согласно современным исследованиям, результаты деятельности человека лишь на 20 % зависят от врождённого интеллекта, а на 70–80 % — от мотивации.

Что же делать учителю, если ребёнок не желает учиться? Младшие школьники очень любят играть, мечтать, разгадывать ребусы и загадки, раскрывать тайное и неизведанное.

Однообразная и длительная работа быстро их утомляет, пропадает желание.

Устойчивый интерес к обучению у младших школьников формируется через проведение следующих форм уроков:(слайд)

– урок игра;

– урок-викторина;

–урок-путешествие;

–урок-сказка;

–защита творческих проектов и др.

Применение на различных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов повышения мотивации, их чередование укрепляет желание детей учиться, открывать новые для себя знания.

Мотивация учебной деятельности с использованием приёмов (слайд)

«Мозговой штурм». Этот метод заключается в коллективной творческой работе по решению определенной сложной проблемы. Всех учеников объединяет совместная работа над поиском истины. Размышляя над определенной проблемой, дополняя друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, отвергая другие.

«Незаконченное предложение». Учащимся раздают листы с незаконченными предложениями и объясняют, что каждый должен самостоятельно закончить их. Данные предложения касаются темы урока, и ученики имеют достаточно знаний и личного опыта для выражения собственных мыслей. После завершения работы высказывания зачитываются. Задают вопросы, просят аргументировать свой ответ.

«Изготовление самодельных наглядных пособий». В начале изучения темы учащиеся получают перечень наглядных пособий, которые они могут изготовить. Изготовленные самодельные приборы, модели, рисунки, объясняющие то или иное природное явление, карты древних поселений, описанных в учебнике ученики демонстрируют на уроке, объясняя идею создания и особенности «предлагаемых ими пособий.

«Творческие задачи». Ученикам можно предложить составить кроссворд, сканворд, загадки, ребус, используя понятия по теме урока.

«Ситуация успеха» - это необходимое условие положительного отношения к учебе. Даже разовое переживание успеха слабоуспевающим учеником может коренным образом изменить его психологическое самочувствие. Для этого я ставлю перед слабоуспевающим учеником такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу и заслужить признание одноклассников и учителя. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи.

На уроках должна царить атмосфера особой доброжелательности;

При работе со слабоуспевающими я обычно снижаю темп опроса, разрешаю таким детям дольше готовиться у доски.

Предлагаю таким детям примерный план ответа, разрешаю пользоваться наглядными пособиями (напр, лентой букв, таблицей умножения и т. п.).

Стимулирую оценкой, подбадриванием, похвалой.

Использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы-опоры)

Применяю частую смену видов деятельности на уроке.

Никогда не заставляю таких учащихся отвечать по новому, только что изученному материалу. Я откладываю опрос слабых на более поздние сроки, дав этим детям возможность ещё позаниматься дома, закрепить новый материал.

Привлекаю к проектной деятельности.

2) Еще я разбиваю класс на пары: сильный-слабый. Проще говоря, слабоуспевающих учеников прикрепляю к сильным. В таких парах дети занимаются на уроках, после уроков, даже на переменах (особенно перед проверочными работами). Сильные дети тоже заинтересованы в этой деятельности, т. к. если слабый ученик получил положительную оценку, его «учитель» получает «5» или дополнительный балл.

3) Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости -дифференцированное обучение. В этом большую помощь мне оказывают различные дифференцированные тематические карточки по предметам.

Но карточки даются не только слабоуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся. Поэтому использую разноуровневые карточки, где для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции.

4) Надо отметить групповую и парную форму работы, которую я использую в урочное и во внеурочное время.

У одноклассников проще спросить непонятное, попросить объяснить. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы.

5)Хороший результат также дают тесты для тематического контроля и обучающие. Тестирование позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний, выявить общую картину и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Такую работу провожу не только в ходе индивидуальных занятий по плану и графику, но и во время урока. Вообще стараюсь постоянно проводить срезы знаний, чтобы постоянно владеть информацией о пробелах знаний учащихся, особенно у слабоуспевающих.

6)При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю специальные задания, провожу подробный инструктаж, предлагаю (при необходимости) карточки-алгоритмы. Учитываю объём домашних заданий, чтобы не допустить перегрузки школьников.

7) Моя работа со слабоуспевающими сводится не только к коррекции и устранению пробелов в знаниях, но и к общему личностному развитию ребенка. Много уделяю в своей работе нравственным аспектам развития таких учащихся, вовлечению детей в художественную самодеятельность, во все без исключения классные и школьные мероприятия, а в походах, на экскурсиях, т. е в неформальной обстановке, когда стирается грань между сильными и слабыми, как раз слабоуспевающие дети оказываются и находчивыми, и более приспособленными, у них формируется опыт взаимодействия с коллективом, приобретается уверенность в себе, раскрываются их способности, совершенствуются коммуникативные навыки, повышается авторитет среди сверстников.

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе — завтрашний успех в жизни! Главной задача начального общего образования — помочь пробудить в каждом ребёнке заложенные природные задатки, найти самого себя и стать личностью.

Публикации по теме:

Из опыта работы классного руководителя в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Кемерово «Из опыта работы классного руководителя».

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Эффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского садаЭффективные приемы обучения грамоте дошкольников в условиях детского сада В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:

Публикация Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наатлья Васенина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Эффективные методы и приемы работы со слабоуспевающими детьми в начальной школе
Опубликовано: 15 мая 2023 в 11:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД