Папки-передвижки

Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Ольга Саржан
Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Одним из направлений деятельности педагога-психолога ДОУ является коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ. Это направление объединяет работу со всеми категориями участников образовательно-воспитательного процесса: детьми, их родителями и педагогами.

Поскольку ребенок, имеющий особенности развития, посещает общеобразовательную группу, как происходит в нашем ДОУ, он находится в ситуации инклюзии, которая предполагает вовлечение его в среду норматипически развивающихся сверстников. Но, в силу особенностей своего развития, такой воспитанник нуждается в повышенном внимании педагога. Он нередко проявляет яркие протестные реакции, в достаточной степени не владеет коммуникативными навыками, что приводит к жалобам на него со стороны родителей детей группы, которые развиваются в порядке возрастной нормы. С другой стороны родители ребенка с ОВЗ обладают определенными личностными установками и характеристиками и так же, как их ребенок, находятся в ситуации инклюзии. Особенно ярко это проявляется во время процесса адаптации детей и родителей к новым условиям ДОУ.

Публикация «Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

И здесь важна работа педагога-психолога со всеми родителями группы, целью которой является снятие психоэмоционального напряжения. Она может быть достигнута в ходе решения следующих задач: психологическое просвещение родителей и применение непосредственно специфических методов и приемов: элементы тимбилдинга, обучение релаксационным техникам и приемам самокоррекции эмоционального состояния.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ» с целью демонстрации собственного опыта работы с родителями.

Элементы тренинговой работы с родителями детей младшей группе ДОУ

Адаптация к ДОУ

Цель: содействие снижению психоэмоционального напряжения родителей в период адаптации их детей к ДОУ.

Задачи: психологическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей к ДОУ;

содействие развитию эмпатического восприятия у родителей с помощью элементов тимбилдинга;

обучение элементам самокоррекции эмоционального состояния;

ознакомление с элементами немедицинского массажа для применения в общении с ребенком.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Меня зовут Наталья Витальевна Семененко. В стенах этого детского сада я работаю уже почти 20 лет. И очень надеюсь, что профессиональный опыт поможет мне быть вам полезной.

Я поздравляю вас с новой страницей жизни ваших детей — первой ступенью образования. Совсем недавно, жизнь малышей и ваша изменилась очень сильно – вы стали родителями воспитанников ДОУ, а ваши малыши воспитанниками ДОУ. Все находятся в сложном периоде адаптации к ДОУ: и взрослые и дети!

Пожалуйста, поднимите руки те родители, которые заметили у детей

беспокойство,

страх,

заторможенность/возбудимость,

капризность,

упрямство,

А теперь давайте посчитаем изменения в жизни ребенка!

режим

питание

помещение

приемы воспитания

круг воспитания

игрушки

Перечислять можно и дальше. Но уже из этого, не следует ли, что такие реакции ребенка вполне обоснованы. Здесь важно помочь маленькому человеку быстрее пройти этот процесс. Как это сделать?

Поднимите вверх правую руку и попробуйте сделать хлопок. Получается?

А двумя руками? Громко, легко! Так вот, эти две руки и есть мы сотрудники и вы родители, которым легче вместе помочь ребенку пройти адаптацию.

Сразу обращаю ваше внимание, в среднем считается, что адаптация длится от 2 до 6 месяцев. Этот временной диапазон, довольно широкий, наводит нас на мысль, что все индивидуально, но есть общие положения.

Упражнение «Орех»

В моем мешочке орехи. Выберите, пожалуйста, по одному, рассмотрите его со всех сторон, со всеми подробностями, какие у него неровности, бороздки. Очень внимательно отнеситесь к своему орешку, изучите его.

Изучили? Отлично! Кладите свои орешки на поднос. Спасибо! А теперь я прошу вас найти свой орех!

Родители начинают высказывать свое мнение: «Это невозможно!», «Нам нужно было больше времени».

Вывод: Да, вы совершенно правы! За такое короткое время очень сложно определить и запомнить характеристики выбранного ореха, но это вполне возможно в принципе. Вашим воспитателям (упоминание имени и отчества педагогов) тоже нужно время, чтобы определить индивидуальные особенности каждого ребенка, подобрать к нему «ключик», ведь все детки такие разные. Опыт, чуткость и профессиональные компетенции педагогов обязательно помогут успешно выстроить воспитательно-образовательный процесс. Однако вспомните, какие неубедительные хлопки получаются одной рукой! Для успеха необходимо сотрудничество. Помогите нам, пожалуйста, расскажите о своей доченьке или о своем сыночке.

Упражнение «Ленточки».

Я предлагаю вам выбрать ленточку из корзинки. Назовите одно качество своего ребенка, например: мой сын очень настойчивый или очень активный и привяжите свою ленточку к ленточке соседа.

Вывод: все детки такие разные: хорошие, замечательные, любимые. Но, посмотрите, что у нас получилось! Получился круг! Целое, состоящее из отдельных индивидуальностей. Мы составляем общее целое – группу детского сада! Мы вместе — мы группа ДОУ. А вместе — мы сила!

Упражнение «Газета»

Итак, мы узнали, что негативные реакции ребенка в процессе адаптации к ДОУ вполне объяснимы и понятны их причины. Переходим к вопросу «Как помочь ребенку и самим себе пережить этот сложный период?». Предлагаю освоить способы освобождения от накопившегося негатива! Например, следующее упражнение.

Выбирайте по одному газетному листу.

Замечу в скобках, что, как правило, родители начинают внимательно, читать содержание газеты, стараясь его запомнить. Они помнят инструкцию к упражнению «Орех», что говорит о высокой включенности в деятельность, заинтересованности в ее успехе. Следовательно, родители испытывают напряжение, которое получит выход в предлагаемом упражнении.

А теперь рвите ее на мелкие-мелкие кусочки!

Педагог-психолог демонстрирует, как рвать газету с наслаждением, методично, а затем обрывки подбрасываются вверх в виде салюта.

Со словами «Убираю быстро-быстро, чтобы стало чисто-чисто» собираем обрывки, выбрасываем в подготовленный пакет.

Здесь можно обратить внимание родителей, что волшебные слова «Убираю быстро-быстро, чтобы стало чисто-чисто» можно повторять дома при уборке игрушек.

Еще одна техника для стабилизации нервной системы «Немедицинский массаж». Его можно и нужно делать себе и ребенку для того, чтобы успокоиться, настроиться, снять психоэмоциональное напряжение.

«Ежик».

Выбирайте по одному массажному мячику. Положите его на одну ладонь, а пальцами другой, прокатывайте от начала ладони по каждому пальцу и обратно, при этом проговаривая:

«Дай ладошку моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит по дорожкам

Весь в колючках серых ежик.

Ищет он в лесу грибочки

И для сына и для дочки».

Первые строки вызывают яркую эмоциональную реакцию родителей – слезы на глазах. Ее можно рассматривать как катарсис – освобождение от накопленного негатива.

Рефлексия.

Вопросы родителям :

Что нового вы узнали про адаптацию?

Какое из упражнений вам запомнилось больше других?

Какой способ избавления от негатива вы станете применять для себя и для ребенка?

О чем бы вы хотели на следующей встрече?

Завершение.

Слова благодарности родителям за активное участие в тренинге.

Как показывает практика, участие в таких тренингах способствует снижению психоэмоционального напряжения в родительской группе, устанавливает толерантные, эмпатические отношения внутри нее, снижает уровень личностной тревоги и активизирует взаимодействие между ДОУ и семьями воспитанников, в том числе и с ОВЗ.

Публикации по теме:

«Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды«Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды ««Говорящие» стенды как важный компонент коррекционно-развивающей среды» Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство.

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие с родителями как компонент коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 12:29
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД