Папки-передвижки

Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ

Татьяна Борисова
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ

«Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ»

Борисова Татьяна Викторовна,

педагог-психолог

МДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 36»

г. Саратова

Растет количество детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении специалистов разного профиля, поэтому перед педагогами стоит задача взаимодействия для реализации эффективной коррекционно-педагогической работы, образования, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях многоуровневого междисциплинарного объединения.

Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах

Необходимость совершенствования психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ определяется тем, что это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Наблюдается сочетание выраженных нарушений опорно-двигательного аппарата с отклонениями развития центральной нервной системы («задержка психического развития органического генеза», «нарушение интеллекта», нарушение слуха, зрения. Учитывая тот факт, что это смешанный контингент воспитанников, можно рассматривать вопрос об организации взаимодействия специалистов в ходе психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей, речь пойдет не о программах обучения, а о тех принципах, методах, приемах взаимодействия специалистов.

Важно придерживаться следующей стратегии – любой ребенок, будь то с проблемами интеллектуального развития, или ребенок с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи государства в целом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в общественную среду.

Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессе диагностики, лечения, коррекции, сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В дошкольном учреждении службой сопровождения является психолого-педагогический консилиум. (ППк) Это устойчивая система, объединяющая узких специалистов : педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных работников и других специалистов, осуществляющих комплексную коррекционную работу в интересах ребёнка.

Для успешной реализации поставленной задачи специалисты ППк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка. Родители, законные представители обучающихся, должны дать письменное согласие на психолого-педагогическое сопровождение. Главная идея психолого-педагогического сопровождения - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Каждый специалист решает вопросы в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в то же время создает одну из составных частей целостной картины квалификации развития ребенка. Ребенок, получивший документ, (на психолого-медико-педагогической комиссии ПМПК) подтверждающий его право на обеспечение специальных условий для получения им образования, приходит в образовательную организацию, где происходит его оформление как ребенка с ОВЗ.

Цель ПП сопровождения - обеспечение развития обучающегося через создание специальных образовательных условий (СОУ, способствующих успешной адаптации, реабилитации, освоению адаптированных основных образовательных программ (АООП).

Основными направлениями ПП сопровождения обучающихся с ОВЗ являются:

проектирование образовательной среды, исходящее из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка с ОВЗ, опираясь на возрастные нормативы развития как критерии адекватности образовательного воздействия;

поддержание функционирования ребенка с ОВЗ в условиях оптимального для успешного раскрытия личностного потенциала образовательного воздействия.

В случае необходимости уточнения или изменения рекомендаций, ребенок с ОВЗ вновь направляется на ПП комиссию для изменения образовательного маршрута.

Работа консилиума с ребенком иногда начинается по запросу родителей (лиц, их замещающих в школе-интернате есть обучающиеся воспитанники детского дома, либо (с их согласия) по запросу учителя, администрации образовательного учреждения. Согласие родителей документально зарегистрировано. Письменное согласие родителей или опекунов - стандартная процедура, позволяет предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой.

Из вышесказанного следует, что учет принципов командной работы специалистов на первый план выдвигает не столько задачи образования, сколько задачи коррекционно-развивающей помощи ребенку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи. Все это «. в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав»

Литература

1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. – М. ,2000.

2. Забрамная, С. Д. Материалы для психолого-педагогического обследования в медико-педагогических комиссиях. – М., 1992.

3. Кононова Н. С. Взаимодействие ПМП комиссии и ПМП консилиума по проблемам своевременного выявления и сопровождения детей с ОВЗ. Всероссийской научно-методической конференции "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в коррекционной педагогике" - 2016, https://www.moi-sat.ru/index/sbornik_luchshikh_statej_konferencii/0-173

4. Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М., 2006.

5. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – Спб., 2009.

6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 2012.

7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка / под ред. Л. М. Шипицыной. – М., 2012.

8. Семаго Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2001.

9. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М. : АРКТИ, 2005.

10. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – Спб., 2003.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Планы-конспекты развивающих занятий педагога-психолога с детьми 2–3 лет на февраль 1 неделя февраля Занятие № 1 «Мыльные пузыри» Задачи: - снятие эмоционального напряжения и агрессии - снижение импульсивности, повышенной.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Библиотека изображений:

Публикация Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Борисова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Взаимодействие педагога-психолога с другими специалистами при работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 11 января 2022 в 13:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД