Папки-передвижки

Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ

Евгения Прокудина
Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ

Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ

В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Публикация «Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ» размещена в разделах

У таких детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

Именно поэтому и возникает необходимость своевременного и целенаправленного развития социального поведения у детей, которое способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка с особыми образовательными потребностями развить умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, понять себя и сформировать социальную уверенность, то есть заложить основы социального здоровья.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.

1. Выписка из Профстандарта педагога-психолога

Трудовые действия

Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни.

Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности к переходу на следующий уровень образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

2. Психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа «особых» детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребенка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребенка, имеющего ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией.

Социализация - это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОУ. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребенка.

Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения :

очень низкий темп выполнения заданий;

постоянная нужда в помощи взрослого;

отсутствие мотивации к познавательной деятельности

низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

трудности в понимании инструкции;

нарушения координации движений;

низкая самооценка и повышенная тревожность;

высокий уровень психомышечного напряжения;

низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

В связи с этим перед всеми участниками образовательного процесса ДОУ встаёт вопрос о психолого - педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, которое рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей.

В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают ближайшее окружение ребенка: родители, педагоги.

2.1 Основные направления коррекционной психолого - педагогической работы с «особыми» детьми.

Диагностическое направление.

Психолого-медико-педагогическая диагностика позволяет:

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальный педагогический маршрут;

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

консультировать родителей ребёнка.

Коррекционно-развивающее направление.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (по средствам арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, мандалотерапии и др.);

• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

• формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности чрезвычайно вариабельны, и поэтому программы психологического сопровождения должны быть индивидуализированы.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

2.2. Организация взаимодействия психолога с педагогами и специалистами ДОУ.

Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.

Формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными:

занятия и семинары по ключевым проблемам развития ребенка с ОВЗ и его особым образовательным потребностям;

заседания ПМП консилиума с участием педагога-психолога, учителя-логопеда, музработника, инструктора по физическому воспитанию, медика и других специалистов;

Рассмотрим кратко содержание деятельности специалистов ДОУ при работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности:

Педагог-психолог:

• разрабатывает комплексы индивидуально-ориентированных мероприятий с каждым ребенком с ОВЗ;

• проводит психодиагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми;

• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

• проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

• диагностирует уровень речевого развития;

• составляет индивидуальные планы развития;

• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

3. Организация взаимодействия педагога-психолога с родителями «особого» ребенка.

Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностямиздоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками образовательного учреждения любого типа, где ребёнок может обучаться независимо от состояния здоровья. Перед специалистами ДОУ встаёт вопрос о поиске новых форм психолого-педагогической работы не только с такими детьми, но и с их родителями.

Общая цель такой работы - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Для решения данной цели поставлены задачи:

- информировать родителей о психофизических особенностях ребёнка, особенностях воспитания;

- дать необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития;

- формировать позитивную самооценку родителей, оказать помощь в умении снять тревожность.

Принцип работы с родителями - закрепление сотрудничества между родителями и детским садом; разъяснение родителям об их ответственности за воспитание детей; взаимное доверие всех участников коррекционно-развивающего процесса.

Формы и методы работы с родителями:

Консультирование через индивидуальный подход к каждой семье.

Дни открытых дверей родители посещают вместе с ребёнком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары практикумы знакомят родителей с литературой, играми, учат применять знания на практике.

Совместные праздники сплачивают родителей, педагогов и детей, помогают видеть детские успехи в непосредственной деятельности.

Совместное участие в различных конкурсах создаёт позитивный эмоциональный настрой, объединяет детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего детского сада. Атмосфера подготовки к ним – творческая, позитивная и эмоционально насыщенная.

Основные этапы работы с родителями:

1. Диагностика – организация комплексного изучения всех сторон семейного взаимодействия, индивидуальных особенностей каждого члена семьи, а также определение эффективности проведённой работы.

2. Коррекционная работа направлена на гармонизацию детско-родительских отношений, коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей.

3. Обучение родителей направлено на формирования у них представлений о развитии детей, методах воздействия на это развитие и демонстрацию успехов ребёнка.

Подводя итог, можно констатировать, что в настоящее время в практической психологии выделилось и конкретизировалось направление психологического сопровождения «особых» детей. Оно имеет специфические цели и задачи, обусловленные перечисленными в начале статьи особыми образовательными потребностями детей данной категории и моделями интеграции, позволяющими в максимальной степени реализовать потенциальные возможности этих детей в сфере социализации и овладения знаниями.

Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_mafb8.pptx | 686,53 Кб
 
Публикации по теме:

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ На сегодняшний день проблема инвалидности вообще и детской инвалидности в частности весьма актуальна. Согласно Росстату в настоящее время.

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста» Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха.

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ как важная задача психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Важной задачей.

Работа с родителями, направленная на оптимальную адаптацию детей к детскому садику Работа с родителями, направленная на оптимальную адаптацию детей к детскому садику 1 этап. Консультационно-просветительская работа с родителями.

Сборник игр с правилами, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к ДОО Сборник игр с правилами, направленных на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации Раздел.

Семинар-практикум «Раннее выявление и сопровождение детей с признаками одаренности в соответствии с ФГОС» Принципы и методы выявления детей с признаками одаренности в ДОУ. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности,.

Создание психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ОВЗ Все большее распространение получает создание психолого-педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными.

Влияние арт-терапии на социальную адаптацию дошкольников Влияние арт-терапии на социальную адаптацию дошкольников. Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом,.

Выявление и сопровождение одаренных детей в детском саду «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и.

Библиотека изображений:

Публикация Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Прокудина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Выявление условий, затрудняющих социальную адаптацию детей с ОВЗ
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 10:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД