Получи документы

Влияние художественного творчества на социализацию детей с ОВЗ

Спицына Наталья Васильевна
Влияние художественного творчества на социализацию детей с ОВЗ

В настоящее время вопросам, касающимся социальной адаптации, интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется всё больше внимания. Разрабатываются новые законы, программы и стандарты для детей с ОВЗ.

Публикация «Влияние художественного творчества на социализацию детей с ОВЗ» размещена в разделах

На мой взгляд, одним из условий успешной социализации таких детей является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и ощутить свою значимость. Ценность изобразительной деятельности в том, что она помогает детям найти в жизни свой собственный творческий путь, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации их творческих сил, умений и знаний. В процессе изобразительной деятельности дети открывают мир, пробуют себя и находят в нём свое место.

Особенно важно, для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать содержательно - и эмоционально-насыщенную среду общения и взаимодействия, дающую им опыт собственной духовной деятельности. Искусство выступает как средство для социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным.

Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста. Как писал американский психолог Кристофер Фергюсон: «Творческие способности не создаются, а высвобождаются». Задача педагогов состоит в том, чтобы разглядеть эти способности и перевести их на более высокий уровень. Дети с ОВЗ, обладающие постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируются к изменяющимся условиям и требованиям жизни. Изобразительная деятельность, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка с ОВЗ. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию.

Занятия рисованием активизируют сенсорное развитие ребенка с ОВЗ, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры.

Ценность изобразительной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в коррекции имеющихся нарушений средствами изобразительной деятельности. Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью этого письма может быть его зеркальность. Поэтому уроки рисования несут в себе несколько задач:

• во–первых, развитие абстрактного мышления у детей, кстати только два школьных предмета способствуют развитию этого вида мыслительной деятельности, это рисование и музыка;

• во–вторых, развитие общего художественного и эстетического вкуса, воспитывают любовь к искусству, живописи, окружающему миру. Способствуют развитию общей осведомленности детей с ОВЗ;

• в–третьих, формируют верное пространственное восприятие, схемы собственного тела, понятий «право», «лево». Развивают мелкую моторику рук, помогают в овладении письма;

• в–четвёртых, способствуют обретению веры в собственные силы и самоуважения;

• в–пятых, помогают в профессиональном определении.

Обучение ведётся но принципу решения задач от простого к сложному, от целого к деталям, и от деталей к целому. При организации занятий учитываются специфические особенности, неповторимость каждой личности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребёнка.

При работе с детьми с ОВЗ, необходимо союлюдать определё нные условия: равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз. Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку. Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение. Пространство, в котором проходит деятельность должно ощущаться ребенком как комфортное. Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка. Ребенок вправе выбирать виды и содержание изобразительной деятельности и работать в собственном темпе. Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий. В работе с такими детьми осуществляю дифференцированный подход, обеспечивая преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков, помогаю активизировать самостоятельные проявления детей в творчестве, обеспечивая вариативность в структуре и содержании изобразительной деятельности. Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную). Специфика построения занятий у таких детей определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, необходимо использовать выполнение задания частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Чередование объяснения с выполнением работы решает и коррекционно-воспитательные цели: воспитание выдержки, включение в деятельность, её темп. Пальчиковая гимнастика, применяемая на занятиях, способствует наиболее продуктивной деятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Для большего эффекта в работе мною были взяты для работы различные нетрадиционные технологии рисования:

• пластилинография;

• тестопластика;

• кляксография;

• рисования пальчиками и ладошками;

• рисование мятой бумай;

• рисование штампами;

• монотипия;

• рисование нитками и др.

Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети с ограниченными возможностями здоровья учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образполучился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на изображение рисунка.

Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.

Публикации по теме:

«Мир насекомых». Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы в режиме самоизоляции«Мир насекомых». Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы в режиме самоизоляции Мир насекомых очень разнообразен. С его представителями мы сталкиваемся каждый день. Трудолюбивый муравей, разноцветная бабочка, трудяги.

Фотоотчет художественного творчества детей в подготовительной группе «Портрет для любимой мамочки»Фотоотчет художественного творчества детей в подготовительной группе «Портрет для любимой мамочки» Фотоотчет художественного творчества детей в подготовительной группе. «Портрет для любимой мамочки». Елена Владимирова. Предоставляю вашему.

Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы «Цветы для любимой мамочки»Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы «Цветы для любимой мамочки» Фотоотчет художественного творчества подготовительной группы «Цветы для любимой мамочки»! Елена Владимирова. Доброе время суток! Уважаемые.

Игры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возрастаИгры по развитию художественного творчества для детей старшего дошкольного возраста Подленчук Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ "ЦРР - д\с № 152" г. Магнитогорска Игра «Укрась кувшин» Цель: учить детей украшать кувшин в.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — майКалендарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет на январь — май Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (январь - май) ЯНВАРЬ2 неделяРисование. (.С. Комарова.

Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет (сентябрь-декабрь)Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5–6 лет (сентябрь-декабрь) Календарное планирование работы по развитию художественного творчества детей 5-6 лет (сентябрь - декабрь) СЕНТЯБРЬ1 неделяРисование. (Т. С. Комарова.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

«Портретная галерея» Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы«Портретная галерея» Фотоотчет художественного творчества детей подготовительной группы Мама – самый близкий и дорогой человек на свете. Чем можно её порадовать? Нарисовать её портрет! Предварительная работа: рассматривание.

Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица»Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так.

Урок художественного творчества «Русские народные сказки» в стокгольмской школе для билингвальных детейУрок художественного творчества «Русские народные сказки» в стокгольмской школе для билингвальных детей В нашей школе АБВГДЕЙКА для детей из русско-шведских семей уже несколько лет проводятся разнообразные уроки художественного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественного творчества на социализацию детей с ОВЗ
Опубликовано: 10 марта 2022 в 15:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД