Получи документы

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у улитки»

Светлана Новолодская
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у улитки»

Цель: Расширение представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Задачи:

Образовательные:

• Формировать у детей представления о гигантских улитках Ахатин, их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании.

• Показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (питания, соответствующей температуры, влажности) они могут погибнуть.

Публикация «Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста „В гостях у улитки“» размещена в разделах

• Учить детей наблюдать за животными, пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного («стебельки» на голове, «домик» на спине и т. д.)

• Ввести в словарь детей новые слова : ракушка-раковина, стебельки, брюшко-нога.

Развивающие:

• Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

• Развивать дальнейший интерес к животным.

Воспитательные:

• Воспитать бережное, заботливое отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому.

Оздоровительные:

• Обеспечение двигательной активности детей.

Предварительная работа: Беседы и наблюдения: улитки Ахатины, кто они? – первая встреча и знакомство с улиткой, рассматривание улитки : определение размеров улиток, знакомство с образом жизни, с ее повадками; разучивание пальчиковой гимнастики, отгадывание загадок про улитку, разучивание стихов про улитку, потешка «Улитка-улитка, покажи-ка рожки…» и чтение сказки «Улитка-путешественница».

Индивидуальная работа: оказывать помощь детям при купании улиток, активизировать работу заинтересованных детей.

Материалы: аквариум-10 л., улитки-ахатины-2 большие и 2 маленькие, огурцы (резаные, тарелки -1 шт., контейнер с водой, прозрачное стекло 15х30, кусок ткани (для накрывания ахатин, ободки с «рожками» (8-10 шт., 2 коробочки: в одной – кора деревьев, в другой – мокрая скользкая губка, салфетки влажные и сухие по количеству присутствующих, корзина под мусор, корзина под салфетки, солнышко на окне, капли дождя на шторах.

Ход занятия:

Действие происходит в группе. Под музыку В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей…» дети входят в группу, здороваются с взрослыми.

Воспитатель:

«Давайте порадуемся»

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе

(берутся за руки)

«Доброе утро!» — маме и папе

«Доброе утро!» — останется с нами.

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что у нас еще гости. Кто же это может быть?

Дети: варианты ответов: Незнайка, Мойдодыр и т. д.

Воспитатель: А давайте попробуем отгадать загадку:

Загадка: Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Дети: Улитка

Воспитатель: Только где же она, наша Улитка? Ребята, вы ее видите?

Дети: пытаются найти улитку по всей группе, находят ее прикрытой тканью на столе.

Воспитатель: Нашли! Молодцы! Давайте посмотрим на них (открываю аквариум). Ой, ребята, а тут их много. Давайте их рассмотрим. Давайте их сосчитаем.

Дети: одна, две, три, четыре

Воспитатель: Сколько улиток к нам пришло в гости?

Дети: четыре

Воспитатель: А какие они по размерам?

Дети: большие и маленькие

Воспитатель: Сколько больших и сколько маленьких?

Дети: Две большие и две маленькие

Воспитатель: А раз есть две большие улитки и маленькие и они живут вместе, то что про них можно сказать?

Дети: Что это семья улиток

Воспитатель: Конечно, это семья улиток. А давайте дадим им имена

Дети: Давайте, предлагают варианты имен

Затем воспитатель предлагает детям по - лучше разглядеть улитку, достает одну из аквариума и сажает на кусочек стекла. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.

Дети наблюдают за улиткой, а воспитатель рассказывает о животном.

Воспитатель: Встречали ли вы улиток где-нибудь еще?

Дети: Да, в воде, в аквариуме с рыбками

Воспитатель: А что у них общего?

Дети: Внешне похожи: есть домик, питаются растениями

Воспитатель: Может ли улитка «вытащить свои рожки» по нашей просьбе?

Дети: Нет

Воспитатель: А давайте проверим. Попросим ее вытащить «рожки», вспомним нашу потешку.

Дети: Улитка-улитка, покажи- ка рожки

Дам тебе за это зернышки да крошки.

Улитка-улитка, покажи свои рога

Дам тебе пирога.

Пышки, ватрушки, сдобные лепешки.

Воспитатель: Ну что вытащила «рожки»?

Дети: Нет

Воспитатель: Да, улитка, к сожалению, не может высунуть рога из своего домика, по нашей просьбе, чтобы мы ей не обещали за это. Не может потому, что у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам?

Дети: Поворачивают голову

Воспитатель: Голова поворачивается с помощью шеи. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.

Воспитатель: Ребята, а как передвигается улитка?

Дети: на животе ползает

Воспитатель: Ее "брюшко" одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки?

Дети: Две, четыре

Воспитатель: А вот у улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Посмотрите внимательно.

Воспитатель поднимает стекло с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения.

Воспитатель: Ребята, а давайте, и мы попробуем так поползать.

Дети на ковре имитируют ползанье улитки.

Воспитатель: Трудно было ползать, как улитка?

Дети: Да

Воспитатель: Наблюдаем дальше?

Поднимаю стекло и продолжаем наблюдать

Воспитатель: Во время передвижения улитка выделяет жидкость : мокрые дорожки видны на поверхности стекла. Жидкость - это как смазка. Чтобы мотор в машине работал хорошо, шофер обязательно наливает в бачок масло. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились.

Воспитатель: Ребята, а для чего нужна смазка улитке?

Дети: Чтобы легко было улитке передвигаться

Воспитатель: Правильно, ребята, - смазка нужна улитке для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений.

Воспитатель: А сейчас проверим это на себе. У меня есть две коробочки: в одной находятся кусочки коры, а в другой – пока секрет. Раздаю им кусочки и предлагаю провести по ним ладошкой.

Воспитатель: Что вы ощущаете? Легко ли ладони скользить по шершавой поверхности?

Дети: Трудно.

Воспитатель: Можно и кожу ободрать. А у улитки кожа нежная.

Воспитатель: А теперь попробуйте руку протолкнуть в это отверстие в коробке. Что вы чувствуете?

Дети: Там что-то мягкое, рука стала мокрой и склизкой

Воспитатель: А теперь опять возьмите в руку кору дерева и опять проведите ею по ладошке, что вы теперь ощущаете?

Дети: Гладко скользит по поверхности.

Вытираем руки салфетками и убираем их в ведро под столом.

Воспитатель: Так вот, ребята, благодаря защитному слою жидкости улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева и всего того, что попадается ей на пути.

Улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.

Воспитатель: Улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство - нежные листья салата, огурцы. А на улице она может объедать листья деревьев и кустарников.

Воспитатель: А сейчас предлагаю всем превратиться в улиток и потанцевать (раздаю детям ободки - рожки)

Танец «Улитки»

Воспитатель: Отдохнули?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, посмотрите на раковину улитки. Раковина является домиком для улитки и защищает ее от непрошеных гостей.

Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина - неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка - вместе с раковиной.

Воспитатель: А вы хотите потрогать домик улитки?

Дети: Да

Воспитатель: Она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?

Дети: Твердая, холодная, гладкая

Затем воспитатель достает из аквариума нескольких улиток и предлагает желающим осторожно взять их в руки.

Воспитатель: Как улитки себя при этом ведут?

Дети: Прячутся в раковину.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они боятся нас.

Воспитатель: Но мы ни сделаем улиткам ничего плохого : мы просто их искупаем, чтобы очистить от лишней слизи.

Можно сначала промыть улиток под водной струей из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки "расправятся", покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается взять салфетку и обтереть руки.

Воспитатель: Ребята, а что же не любит наша улитка?

Дети: солнце

Воспитатель: А в этом мы с вами убедимся в дальнейших наших наблюдениях. Улитки останутся еще с нами в группе и мы понаблюдаем за ними. А теперь сделаем вывод: вот наша улитка (прикрепляю картинку улитки на мольберт). Что она любит?

Дети: Водичку, салат и огурцы

Воспитатель прикрепляет символы: капля и лист салата

Воспитатель: А что она не любит?

Дети: Солнышко

Воспитатель прикрепляет символ зачеркнутого солнца

Воспитатель: А давайте прочтем стихи об улитке? Ксюша Б., Олеся Б., Варя Л., и Даша Ш. прочтите, пожалуйста, нам стихи.

Воспитатель: А сейчас скажем гостям «До свидания» и пойдем, вымоем руки с мылом.

Анализ: Программное содержание соответствует возрасту и уровню развития детей данной группы.

Для проведения НООД созданы условия: гигиенические, педагогические, эстетические.

Все образовательные области реализовались оптимально по времени и нагрузке, взаимосвязаны по смыслу.

Оборудование, дидактический и наглядный материал соответствует цели НООД и педагогическим требованиям; рационально используется в ходе работы.

В соответствии с материалом были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми: игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления, речи, а также художественное слово. Умело организована и самостоятельная практическая деятельность детей, индивидуальная работа с ними.

Удачно использованный организационный момент в начале работы способствовал фиксированию внимания детей на теме работы. Весь сюжет НОД построен в сюжетно-игровой форме, в процессе которой дети приобретали представления о жизни моллюсков, формировались следующие социально-нормативные характеристики: эмоциональная отзывчивость, любознательность, умение слушать, действовать по инструкции.

Речь педагога грамотная, богата эпитетами, интонационно выразительная, формулировки конкретны. Также в течение работы воспитатель контролировала грамотность речи детей. Педагог с большим вниманием выслушивал рассказы детей из личного опыта (деликатно регулировал их изобилие и контролировал направление беседы).

В процессе работы педагог активизировала мыслительную деятельность детей, подводила их к обобщению, учила делать выводы. Удачно сформулированные вопросы побуждали детей раскрывать причинно – следственные связи в ответах.

Педагог активно использует двигательную активность детей, в виде танца, подражание действиям улиток в природе.

Выводы: непосредственно образовательная деятельность проведена методически грамотно, программное содержание выполнено, что свидетельствует о высоком профессионализме воспитателя – знание программы, целей и задач для детей своей возрастной группы. Форма НОД соответствует «занимательному делу».

Рекомендации: Вносить в работу больше эмоциональности, юмора. Добиваться от детей полных ответов на вопросы. На протяжении всей работы учитывать принцип партнерской позиции.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Путешествие с медвежонком Мифасолькой» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Путешествие с медвежонком Мифасолькой» для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие с медвежонком Мифасолькой" с использованием нетрадиционных форм работы Образовательные задачи: 1. Знакомить с музыкальным произведением,.

Конспект музыкального занятия «Ударный инструмент колокольчик» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Ударный инструмент колокольчик» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия "Ударный инструмент - колокольчик", для детей среднего дошкольного возраста Цель. Познакомить детей.

Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаКонспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия «Здравствуй, русская матрешка», для детей среднего дошкольного возраста Цель занятия. Приобщать детей.

Конспект занятия «Как лягушки болото искали» для детей среднего дошкольного возраста Цель: Совершенствовать навыки количественного счёта, умение сравнивать две группы предметов. Уточнить представление о сменяемости времени.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по обрывной аппликации «Осеннее дерево»Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста по обрывной аппликации «Осеннее дерево» Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста. Обрывная аппликация «Осеннее дерево» Цель: Формировать и развивать у детей.

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у пчёл» Цель. Расширить знания детей о пчелах,мёде и его пользе для человека. Активизировать словарь: пчела (пчелка,мёд (медок, нектар, собирать.

Конспект занятия по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Помоги коту Леопольду»Конспект занятия по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста «Помоги коту Леопольду» Цель: Закрепить с детьми названия геометрических фигур, прямой счет в пределах 5. Задачи: Образовательные: -Закрепить название геометрических.

Конспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия «В гостях у хозяйки русской горницы» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для воспитания любви к русской национальной культуре. Задачи: - Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями.

Сценарий летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Водяного» Материал будет полезен для педагогов, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре с целью организации досуга для детей.

Викторина «В гостях у сказки» для детей среднего дошкольного возраста 4–5 лет С самого раннего возраста детки очень любят слушать сказки. Многие из детей уже в возрасте 3-4 лет знают сказки наизусть, потому как изо.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у улитки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Новолодская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у улитки»
Опубликовано: 22 января 2021 в 10:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД