МААМ-картинки

Технология деятельностного метода обучения «Ситуация»

Светлана Евсеева
Технология деятельностного метода обучения «Ситуация»

Мы, современные педагоги Дошкольной Образовательной Организации, интенсивно изучаем и внедряем инновационные технологии. Поэтому основная задача дошкольного педагога – выбрать методы и формы организации работы с детьми, которые соответствуют поставленной цели развития личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Технология – это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Публикация «Технология деятельностного метода обучения „Ситуация“» размещена в разделах

Я в своей работе использую «Технологию деятельностного метода обучения Ситуация»

Это – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Суть данной технологии заключается в том, что я не просто объясняю новое знание, а создаю условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, я перестаю выполнять информационные функции, а становлюсь организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей.

Эту технологию разработала доктор педагогических наук, профессор Людмила Георгиевна Петерсон, автор программы «Мир открытий», по которой работает наше образовательная организация.

Данная технология включает в себя следующие типы образовательных ситуаций :

1. образовательная ситуация «открытия» нового знания,

2. образовательная ситуация тренировочного типа,

3. образовательная ситуация обобщающего типа (итоговая).

Я Вам расскажу о первом типе, который непосредственно использую в своей работе. Этапы занятий «открытия» нового знания в технологии «Ситуация» включает в себя 6 этапов. А сейчас на примере одной из ситуаций раскрою все этапы, применяемые мной на занятии.

1 этап – «Введение в ситуацию».

На этом этапе я мотивирую детей на деятельность.

Например, рассмотрим такую ситуацию : Ребята вы любите получать подарки? Чтобы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего дарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А где можно взять цветы? (В цветочном магазине) В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся, что цветы завянут, и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? Сможете?

2 этап – «Актуализация знаний и умений».

На этом этапе я организую деятельность детей, в форме игры, беседы.

Ребята, в магазине была уборка, и все цветы поставили в одну большую вазу. Расставим цветы по отдельным вазам. У нас это получится? ( Дети раскладывают цветы по разным вазам: садовые, лесные, луговые)

Сколько ваз у нас получилось?

Сколько цветов в каждой вазе?

Какие цветы в вазах?

3 этап - «Затруднение в ситуации».

Данный этап является непродолжительным по времени. Дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Я подвожу детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто» новое.

Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают по вазам: в одну - луговые, в другую -садовые, в третью - лесные. Я сообщаю детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их тоже нужно поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении. (Цветы, не знакомы детям).

-Смогли помочь продавцу?

-Не смогли.

- Почему не смогли?

-Не знаем, где растут эти цветы

-Значит, что нам нужно узнать?

-Где растут эти цветы.

4 этап - «Открытие» нового знания (способа действий)».

На данном этапе я, вовлекаю детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Дети предлагают способы получения нового знания и приходят в выводу, что нужно посмотреть в информационном источнике. (к примеру, книге).Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, я называю цветок, дети проговаривают: «Георгин – садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д.

Этап 5. «Включение нового знания»

На данном этапе мы закрепляем с детьми новые знания и умения. Далее дети выполняют задание и организуют самопроверку по образцу.

-Ребята, продавцы попросили составить 6 букетов (2 букета из луговых цветов, 2 букета из лесных и 2 букета из садовых цветов). Предлагаю разделиться и каждая группа будет составлять свой букет на выбор.

-Что вы сейчас будете делать?

-С чего начнете?

-Как узнаете, что выполнили задание правильно?

В конце, когда все букеты будут собраны, предлагаю детям проверить друг друга, не перепутали они цветы.

6 этап – «Осмысление».

На этом этапе я фиксирую достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской цели».

Таким образом, использование рассматриваемой технологии позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности, что способствует его умственному и личностному развитию, формированию целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Поэтому, если ребенок говорит «Хочу узнать», «Хочу научиться!», «Как интересно» - значит мне удалась роль организатора!

А если ребенку еще и интересно в детском саду, они свободно обращаются за помощью к взрослому и сверстникам, не боятся высказывать свои мнения, обсуждать различные проблемы- значит мне удалась роль помощника.

Потому что, как говорил Галилео Галилей: «Нельзя чему – то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие!».

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Использование развивающих игр на основе системно-деятельностного подхода Слайд 1 На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст.

Конспект ОД «Моя семья» с применением системно-деятельностного подхода Задачи: Образовательные: Познакомить детей с писателем Марком Шварцем. Побуждать детей понимать смысл литературного текста. Закреплять.

Консультация для педагогов «Реализация системно-деятельностного подхода на музыкальных занятиях» Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ребенок сам добывает знания, а педагог должен так построить.

Осуществление системно-деятельностного подхода при использовании здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОНР Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе В основе ГОС стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих.

Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза»Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода «Подарок от дедушки Мороза» Ф. И. О. педагога: Воробьева Татьяна Николаевна, воспитатель подготовительной группы «Лимончики», МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска. Тип ситуации:.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Технологическая карта занятия с применением технологии деятельностного метода «ситуация» Л. Г. Петерсон «Доктор Айболит»Технологическая карта занятия с применением технологии деятельностного метода «ситуация» Л. Г. Петерсон «Доктор Айболит» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ (Технология деятельностного метода «Ситуация» Л. Г. Петерсон) Ф. И. О. педагога Шуперт Василина Николаевна.

Публикация Технология деятельностного метода обучения «Ситуация» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Евсеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технология деятельностного метода обучения «Ситуация»
Опубликовано: 28 августа 2023 в 19:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД