Лучший педагог года

Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Наталья Котунова
Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Моя работа строится по нескольким направлениям:

• Диагностическое направление.

Диагностика включает в себя входную (в начале учебного года) – с целью выявления уровня развития психических процессов, коммуникативной и эмоциональной сфер, и контрольную (в конце года) – с целью определения достигнутых результатов и дальнейшего пути развития у детей с ОВЗ. На основании входной диагностики составляю индивидуальную карту психического развития, где прописываю общие сведения о ребенке, психологическая характеристика, цели и задачи коррекционно-развивающей работы, планируемые результаты и содержание коррекционно-развивающей работы.

Публикация «Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах

Для диагностики детей с ОВЗ я использую различные методики:

Психолого-педагогическую диагностику развития детей раннего и дошкольного возраста Стребелевой Елены Антоновны (изучение уровня познавательного развития)

• Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

• Методика «Лесенка» (исследование самооценки ребёнка с ОВЗ)

• Консультативное направление.

Направление осуществляется на двух уровнях:

1. Родители

В каждой группе оформлен психологический уголок, где размещаю:

консультации для родителей

памятки

информационные листы

рекомендации.

Информация обновляется раз в месяц.

2. Педагоги.

С педагогами провожу групповые консультации, семинары-практикумы.

Данный вид деятельности направлен на консультирование родителей и педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВ

• Организационно-методическая работа.

Осуществляется непосредственно в течение года – это планирую работу на следующий учебный год, подбираю материалы для проведения консультаций и проведения диагностической работы, материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы, подготовка к коррекционно-развивающим занятиям. Также особое место уделяю изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.

Коррекционно-развивающее направление.

Значительную часть своей работы, я посвящаю коррекционно-развивающей работе. Она направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении адаптированной образовательной программы ДОУ, коррекцию недостатков в психическом развитии детей ОВЗ, их социальную адаптацию.

С детьми ОВЗ провожу групповые и индивидуальные занятия.

Групповые занятия проходят по программе интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик - семицветик», авторов Куражевой Н. Ю., Вараевой Н. В., Тузаевой А. С., Козловой И. А.

Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ провожу, опираясь на Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» под редакцией Н. В. Нищевой. Мной составлен цикл занятий на весь учебный год.

Эффективным инструментом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является кабинет педагога-психолога. В кабинете имеются пособия и методическая литература для коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ.

Каждое занятие, это серьезный труд как меня, педагога, так и ребенка с ОВЗ. Чтобы занятие было интересным, увлекательным, менее утомляемым я применяю коррекционно - развивающие педагогические технологии.

Здоровьесберегающие технологии :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

• пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика

развивают ловкость и точность рук, стимулируют творческие способности, фантазию и речь, развивают мелкую моторику. (видео)

• гимнастика для глаз

повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление

• дыхательная гимнастика

укрепляет физическое здоровье ребенка, развивает органы дыхания. (видео)

• Релаксация

способствует снижению психического, эмоционального напряжения, повышению эмоционального настроя.

• физминутки и динамические паузы

повышают умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снимает напряжение. (видео)

• применение сухого бассейна.

развивается общая двигательная активность, координация движений, равновесие, общая и мелкая моторика.

Технологии обучения ЗОЖ :

• Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков

• беседы

• этюды

• игры разной степени подвижности

• игротерапия

• самомассаж и точечный массаж (видео)

• рисование.

Коррекционно-развивающие технологии :

• элементы сказкотерапии

• песочная терапия

• музыкальная терапия

Кинезитерапия

• различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивают релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний.

Рефлексотерапия

воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок -воздействие на рецепторные точки шипованным шариком или спиралью.

ИКТ технологии :

Мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе, включения в занятия разнообразные компьютерные игры, иллюстрации.

Игровая технология :

В процессе таких игр как: «Собери рисунок», «Умные трафареты», «Узнай время», «Волшебные веревочки», у ребенка формируется активное взаимодействие с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом, развивается логическое мышление, творческие навыки и фантазия.

Применяя данную технологию, я с особым удовольствием использую игры на липучках, они развивают мелкую моторику кисти, учат ребенка с ОВЗ координировать движения и активно стимулируют отделы мозга, отвечающие за речь. (видео)

В данной папке собраны игры по лексическим темам, в соответствии с конспектами индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ. Материал этой папки планирую пополнять и в будущим.

Таким образом, использование вышеперечисленных технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует повышению работоспособности, выносливости детей, развитию их психических процессов, формированию и развитию двигательных умений и навыков, развитию общей и мелкой моторики, что в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 летРисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 лет Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность,.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:

Публикация Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Котунова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Технологии психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ
Опубликовано: 19 апреля 2023 в 10:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД