Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

Галина Поспелова
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста

«Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

«…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи»

Лев Семёнович Выготский

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». В нашем дошкольном учреждении речевое направление развития детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи : лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста, мы столкнулись с рядом проблем: плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не могут самостоятельно высказываться, выстраивая грамматически правильные предложения, вступать в диалог и поддерживать беседу. Поэтому мною было выбрано приоритетное направление – развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Особенность театрального искусства заключается в том, что, представляя чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает достоинствами личного опыта, непосредственностью, наглядностью, конкретностью. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную действительность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов невербального общения (мимика, жест, поза, интонация).

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать связную речь дошкольников (диалогическую, монологическую формы речи, грамматический, лексический строй;

2. совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

3. развивать творческие способности детей при помощи инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;

4. обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, различными видами театров, способствующей становлению театрально- игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников.

Свою работу я начала с составления картотеки игр-упражнений на развитие навыков театрализованной деятельности у детей среднего дошкольного возраста и формированию выразительности речи. Вторым этапом работы стало разработка перспективного плана работы на текущий учебный год. В перспективный план включила непосредственно образовательную деятельность с детьми, создание условий для их самостоятельной деятельности, продумала взаимодействие детей с родителями.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, созданная с учетом требований ФГОС ДО. Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.

Совместно с родителями мы оформили центр «Поиграем в театр», где нами были подобраны игры: словесные, настольно-печатные, дидактические, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

В нашем центре «Поиграем в театр» появились различные виды театра :

театр кукол би-ба-бо

• пальчиковый театр

театр магнитный

театр платочный

театр на стаканчиках

театр на палочках или штоковый

театр на ложках

• маски сказочных персонажей,

• переносная ширма для театра

• уголок ряженья

Дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А уголок ряженья позволяет им изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Педагогическое руководство театрализованной деятельностью детей я строила по следующим этапам.

1) «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи : скамейка («Не с нее ли упало яичко?», миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т. д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2) Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3) Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера персонажей, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4) Изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок (по мнению детей) с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

В драматизации мы с детьми придерживаемся определенных правил.

Правило всеобщего участия. участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т. д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев. (Например, в сказке про Красную шапочку добавлены роли девочек – бабочки, мальчиков – цветы)

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило подготовки атрибутики к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети иногда изготавливают ее сами, или используем шапочки маски. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т. д.)

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

В ходе непрерывной образовательной деятельности провожу большую работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи : произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи (игры на темпо-_ритмическое интонирование речи, громкости, интонации, заучивание шуточных стихотворений, музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений, пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений, упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности, картотека пальчиковых игр по сказкам.

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда семья становится активным помощником в развитии речи детей. Для родителей провожу консультации, даю советы, и рекомендации. С целью повышения педагогической компетентности родителей подготовила консультационный материал по темам: - «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребёнком», «Значение игры инсценировки в развитии связной речи детей дошкольного возраста»; «О роли родителей в развитии связной речи детей», «Играйте вместе с детьми», «Игра-инсценировка как средство развития связной речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Зачем ребенку кукольный театр, - «Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребёнком» «Роль сказки в жизни ребёнка». Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

За счет освоения театрализованной игры у детей активно развиваются их творческие способности, расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, связная речь становится более отчетливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное речевое взаимодействие с другими участниками игры, то есть идёт развитие диалогической и монологической форм речи.

Дети совместно с родителями принимают активное участие в праздниках и развлечениях : «Золотая осень», «Мамин день», «Встреча Нового года», «День Защитника Отечества», «Весёлая масленица», «8 марта».

Итогом нашей работы стал показ театрализованного представления для младших и средних групп по сказкам «Репка», «По щучьему велению», «Весёлые нотки», «Снежный колобок».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 марта 2023 в 16:24
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД