Получи документы

Сюжетосложение как основа организации ролевой игры у старших дошкольников

Анастасия Швалева
Сюжетосложение как основа организации ролевой игры у старших дошкольников

Сюжетосложение-как основа организации ролевой игры для дошкольников

Автор: воспитатель высшей категории Швалева А. П.

Цель консультации: повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложение»

Задачи:

Расширить знания участников консультации о педагогической технологии «сюжетосложение» и возможность вариативновности её применения в работе с детьми;

Обучить участников консультации приёмам технологии «сюжетосложения»;

Публикация «Сюжетосложение как основа организации ролевой игры у старших дошкольников» размещена в разделах

Сформировать у педагогов консультации мотивацию по использованию педагогической технологии «сюжетосложения» в работе с детьми.

Актуальность технологии

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, игра остается наиболее характерным видом его деятельности. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменение в его психике, возникают важнейшие психические новообразования, ярко проявляются особенности мышления и воображения, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. Они недостаточно умеют выстраивать ролевые диалоги, фантазировать, придумывая новые сюжетные сценарии. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры — помочь обогатить игровые навыки у детей в развитии сюжетосложения; стимулировать фантазию и воображение.

Цель: обогащение игровых навыков у детей в развитии сюжетосложения

Задачи:

Развивать умение ребенка выстраивать новые последовательности событий;

Формировать умение использовать разнообразные тематические содержания;

Закреплять умение прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события);

Развивать умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры;

Воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;

Способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка

Правила сюжетосложения.

Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и

полезно лично ребенку. Этого дети пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.

Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.

Методы и приёмы сюжетосложения :

Работу обучению сюжетосложению  проводят в несколько этапов:

- Подготовительный – знакомство со сказкой, её героями, рассматривание иллюстраций, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев; прием группового обсуждения, который организует взрослый.

- вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение (здесь можно использовать мнемотехнику);

- создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов – заместителей, игрушек – самоделок, поделок, обучение игровых действий с ними.

Основной этап Формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную творческую игру детей, средствами сюжетосложения; ориентировать дошкольников на совместную игровую деятельность, общение в игре, создание и реализацию общих замыслов. сначала играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки.

На данном этапе используется ряд приемов:

«Придумывание конца сказки» опираясь на смысловые опоры, уже знакомые детям сюжеты (мнемотаблицы);

Введение проблемной ситуации: на что направлено

Новый персонаж сказки.

Метод Л. Н. Толстого.

Пишут, что Л. Н. Толстой регулярно пользовался каждое утро в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.   Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.   Например, что бы сказал о часах австралийский абориген? 

Сказки, но по-новому.

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные. Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти. Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»Сказка по – новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.

Перевирание сказок.

Для того, чтобы изменить привычные элементы знакомой сказки на альтернативные, разрушить стереотипы, нужно провести самый настоящий анализ сказки, выделить те узловые элементы, на которых строится сказка. Можно организовать соревнование : «Кто сильнее переврет сказку?»  Например  «Было у царя 20 сыновей (нет, 3). Собрал их царь и говорит: «Пора вам по грибы идти!» (жениться). Возьмите по валенку (по стреле, куда упадет — там грибы и растут (невеста живет…»

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.

Изменение ситуации в знакомых сказках.

Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. «Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ» Новая ситуация: на пути девочки встречается волк….Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ» Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой…

«А что потом?»

Этот метод полезен и интересен тем, что:-мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;- развивать воображение ребенка; Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.

«Салат из сказок»

Это встреча в одной новой сказке наших старых

знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д. Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить

фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

При проведении совместного сюжетосложения важно учитывать возрастные особенности детей. Например, для детей младшего возраста следует использовать простые сюжеты и ярких персонажей, чтобы они могли легко включиться в игру и проявить свою фантазию. Взрослый партнер должен быть готов к активному участию и поддержке детей в создании и развитии сюжета.

У старших детей можно использовать более сложные и абстрактные сюжеты, которые требуют более глубокого анализа и понимания. Они могут осуществлять подробное описание событий и персонажей, а также разрабатывать весьма сложные и проработанные сюжетные повороты. В этом случае роль педагога может быть регулирующей и поддерживающей. Совместное сюжетосложение также способствует развитию социальных навыков детей. В процессе работы в группе они учатся выслушивать мнение других, учитывать их предложения и находить компромиссы. Кроме того, сюжетосложение требует совместного принятия решений и планирования, что развивает навыки коллективного взаимодействия.

Как изменяется самостоятельная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений?

*Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры.

*Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам разыгрывания сказки и т. п.

*часто используется смена ролей при включении в  сюжет новых персонажей.

*намечают дальнейшее направление сюжетосложения.

*Игра развертывается в группах до 3—4 человек,

*причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера.

*Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре.

Однако не следует ожидать, что дети каждый раз будут развертывать совершенно новую игру. Дети привязаны к своим изобретениям и не прочь их воспроизвести. Но возвращаясь к уже придуманному сюжету, необходимо стремиться к тому, чтобы они варьировали его, подхватывая и согласовывая друг с другом возникающие в процессе игры новые идеи.

В результате этих методов:

- дети с легкостью выстраивают новые последовательности событий;

-дети становятся более активными, наблюдательными, самостоятельными, инициативными, учатся прислушиваться и договариваться со сверстниками;

-дети раскрепощены, творчески активны.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Фотоотчёт об организации взаимодействия и сотрудничества старших и младших дошкольников во время летней прогулкиФотоотчёт об организации взаимодействия и сотрудничества старших и младших дошкольников во время летней прогулки Совместный летний социально – коммуникативный проект второй младшей группы «Теремок» и старшей логопедической группы «Золотая Рыбка» по.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игрКонспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квест-игр Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Радисты» для старших дошкольников с элементами квэст-игр. Цель: Формировать умение творчески.

Консультация для родителей старших дошкольников «Мотивация как основа успешной учебы» Чтобы ребенок учился с интересом и выполнял задания учителя не «из-под палки», а ради своего собственного удовольствия, нужно уметь правильно.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Мастер-класс по организации сюжетно-ролевой игры «Космонавты»Мастер-класс по организации сюжетно-ролевой игры «Космонавты» мастер-класс по организации сюжетно-ролевой игры «Космонавты» Планируемый результат: 1. Дети разворачивают содержание игры в зависимости.

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница»План-конспект организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Больница» Тема: «Больница» Возраст: старшая группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетосложение как основа организации ролевой игры у старших дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 12:21
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетосложение как основа организации ролевой игры у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Швалева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД