Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта

Александра Манжиханова
Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта

ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания» Осинского района

Доклад

«Социальная реабилитация детей с интеллектуальными нарушениями через формирование сюжетно-ролевой игры»

педагог-психолог

Манжиханова А. А.

с. Бильчир

2023 год

Социальная реабилитация и адаптацией детей с нарушениями интеллекта напрямую зависит от сформированности игровой деятельности у детей данной категории, ведь игра является ведущей деятельностью любого ребенка, она рассматривается как основное условие развития детей. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности, познается окружающий мир

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта» размещена в разделах

В тех случаях когда ведущая развивающая деятельность не сформирована, то мозг ребенка не готов к приобретению знаний, умений и навыков, то есть у данной категории детей не возникает потребности в переходе к новой деятельности - учебной

У детей с нарушениями интеллекта к возрасту 7-8 лет и зачастую к 10 годам как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Причиной этого является несформированность всех компонентов сюжетно-ролевой игры

Незрелость функционального состояния служит одной из причин того, что дети с интеллектуальными нарушениями к концу дошкольного возраста ещё не готовы к школьному обучению даже по программе облегченного вида

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в активной стимуляции умственной деятельности, развитии ведущей развивающей деятельности, соответствующей его уровню психического развития

Коррекция имеющихся недостатков развития возможна только через формирование сюжетно-ролевой игры. Данная работа строится в 3-х этапах-

• Вводный этап

Коррекционный этап

• Итоговый этап

Хочу уделить особое внимание начальному вводному этапу (пропедевтика). На данном этапе совершенствуется предметно-игровая деятельность ребенка, что дальнейшем способствует плавному переходу ребенка непосредственно к сюжетно-ролевым играм и приобретению коммуникативных навыков, которые необходимы для успешной социализации и интеграции в обществе

На 1 вводном этапе самый первый шаг - игры с песком

Хочу отметить, что песочная терапия имеет колоссальное значение для развития психики ребенка :

• Во-первых, самое главное свойство песка –мощно и быстро развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;

• В играх с песком у ребенка гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, мышление, внимание и память);

• Песок, как и вода способен «заземлять» отрицательную энергию;

Второй шаг вводного периода- «Развивая руку-развиваем речь» :

Почти одновременно с развитием тактильности включаются занятия с упражнениями по развитию мелкой моторики и речи

Данные занятия включают в себя упражнения и простейшие игры (пальчиковая гимнастика, игры со шнурками, бусинами, с прищепками, со счетными палочками, упражнения с различными рифмовками и т. д.)

Эти упражнения позволяют ребенку научиться виртуозно владеть своими руками

- стимулируем развитие речи (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);

- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо

Итогом вводного этапа является начало формирования волевого поведения- ребенок начинает понимать суть заданий, уже способен выполнять действия согласно инструкции, начинается взаимодействие со взрослым

2 этап коррекционной работы – интеграция от простого к сложному

Игра не возникает спонтанно. В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на новый лад. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Следует учитывать его желания и настроение, вводить в игру постепенно, давая возможность понаблюдать за игрой со стороны. Необходимо помогать планировать предстоящую игру, правильно распределять роли. Вообще, взрослый долгое время является ключевой фигурой игры, т. к. без его руководства и активного участия игры детей быстро сходят на “нет”. Игру следует многократно повторять и вместе с тем постепенно видоизменять, вводить новые предметы, персонажи, новые элементы взаимоотношений, постоянно поощрять детей к самостоятельному поиску игры

Когда ребенок начинает самостоятельно организовывать игру и последовательно выполняет взятую на себя роль в соответствии с правилами игры, верно отражает взаимоотношения между действующими лицами в игре - наступает 3 итоговый этап, на котором у ребенка происходит дальнейшее формирование эмоционально-волевой сферы и устойчивое закрепление приобретенных социально приемлемых образцов поведения

После 3 этапа уже представляется возможным формирование трудовых навыков, которые необходимы в дальнейшей жизнедеятельности

Во время всех этапов коррекционно-развивающей работы необходимо вести дневник наблюдений, где отражается динамика развития ребенка

После 3 этапа начнинается естественный переход от игровой деятельности к учебной, ребенок проявляет живой интерес к алфавиту, на занятиях стремится больше к графической деятельности и творчеству чем к играм. На данном уровне коррекционных занятий происходят поразительные изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка— произошел переход от полевого поведения к волевому, оссмысленная игровая деятельность привела к сознательному управлению собственным поведением, это называется произвольная регуляция своего поведения. Умение затормозить сиюминутные импульсы, желание занять себя и отвлечь, умение ждать – одна из составляющих эмоционального интеллекта и гарантия успешного овладения навыками чтения, письма

Сюжетно-ролевая игра полностью сформирована и ребенок готовится к переходу на следующий этап развития- формирование трудовых и учебных навыков

Исходя из вышесказанного, специалистам, работающим с детьми ЗПР в своей работе целесообразно опираться именно на игру, в частности на сюжетно-ролевую игру как средство коррекции и компенсации дефектов развития ребенка с нарушением интеллекта, т. к. посредством игры развивается эмоционально-волевая сфера ребенка, интенсивно идет психическое развитие личности и тем самым готовится почва для успешного овладения детьми неигровой деятельности (учебной, трудовой и т. д.).

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Банк» в рамках развивающего курса «Расскажу обо всём» и развития навыков финансовой грамотностиСюжетно-ролевая игра «Банк» в рамках развивающего курса «Расскажу обо всём» и развития навыков финансовой грамотности Осуществляется преемственность со школой. Старшеклассники пришли к детям подготовительной группы и провели игру по финансовой грамотности.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:

Публикация Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Манжиханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции и компенсации дефектов развития детей с нарушениями интеллекта
Опубликовано: 15 марта 2023 в 07:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД