Папки-передвижки

Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Мариет Мешлок
Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до

Аннотация: статья знакомит с содержанием, технологией и основными этапами технологии «лэпбук», возрастными особенности работы с лэпбуком, значении данной технологии как эффективного средства познавательного развития детей дошкольного возраста; перечисляются положительные и отрицательные стороны работы с лэпбуком.

Ключевые слова: новый образовательный стандарт, лэпбук, познавательная активность, макет

Публикация «Современная игровая технология „Лэпбук“ как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах

Введение нового государственного образовательного стандарта дошкольного образования направляет педагогов на индивидуализацию образования, а значит на поиск новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Важным аспектом современного российского образования является «научить учиться самому!», то есть подразумевает, что нам, воспитателям, необходимо постоянно искать новые формы активизации познавательной активности детей.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены в первую очередь на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Ребенок, который сам взаимодействует с объектами, познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми отдается практическим методам обучения. Каждый педагог должен научить дошкольника ставить перед собой цели, находить способы их решения, научить отбирать нужную информацию среди огромного множества источников. Ребенку лучше запоминается то, что ему интересно, им выстрадан, в чем он сам принимал непосредственное участие, что было эмоционально окрашено.

Большая часть педагогов детского сада в недостаточной мере владеют методами организации совместной деятельности и не могут вести образовательный процесс с детьми как с равными партнерами. Отсутствие совместной деятельности приводит к необратимым потерям в развитии психики ребенка, он вырастает пассивным и безынициативным.

«Лэпбук» – это та технология, которая является одним из видов совместной деятельности взрослых и детей. Технология использования лэпбука – это технология личностно-ориентированного обучения, которая направлена на максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка – это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. В дословном переводе с английского значит "наколенная книга", которую можно удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Лэпбук выглядит как самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, рассматривать, изучать. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

При этом лэпбук–итоговый продукт самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Для заполнения этой папки, ребенок выполняет определенные задания, проводит исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и отборе информации.

Для чего нужен лэпбук? Во-первых, лэпбук помогает ребенку организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал по своему вкусу и предпочтениям. Во-вторых, это действенный способ для повторения пройденного- в удобное время ребенок может открыв лэпбук повторить пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку, поделку. В-третьих, ребенок научится самостоятельно собирать и структурировать информацию.

В-четвёртых, лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов, так как можно выбрать задания под силу каждому ребенку любого возраста. Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе.

В процессе такого творчества ребенок проявляет свои дизайнерские, художественные, сочинительские способности. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности ребенка, его способностей.

Технология «Лэпбук» используется при условии, что дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме, но создавая лэпбук, им приходится детализировать информацию по центральной теме лэпбука, креативно подходить к оформлению и объяснению как знакомого материала, так и нового. Одним из минусов создания лэпбука является трудоемкость процесса. Одного занятия, как правило, будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть работы (планирование и поиск информации) ребенок можно делать дома, вместе с родителями дома, но при консультации с воспитателем.

Этапы изготовления лэпбука : 1. Нужно определиться с темой будущего лэпбука. Тема может быть совершенно любая: животные, времена года, геометрические фигуры, сказки Пушкина, профессии. Лучше всего получаются лэпбуки на какие – то частные, а не на общие темы. Выбор тем лэпбуков может исходить из разных источников. Это могут быть и интересные события, происходившие с ребенком, и увлечения детей, и литературные произведения, и мультипликационные герои, и даже просто отдельные предметы, и многое другое. Также можно выбрать тему как сообща, так и индивидуально, попросив ребенка ответить на вопросы: «Что ты знаешь о.? Что хотел бы узнать? Что сделать, чтобы узнать?»

Все изготовленные лэпбуки могут способствовать закреплению лексических тем, помогать систематизировать изученный материал, а рассматривание папок в дальнейшем позволит детям быстро освежить в памяти пройденные темы. Самым важным моментом считается то, что лэпбук будет интересен детям с любыми возможностями и способностями, в том числе и с ОВЗ.

Следующимый интересный: разработка макета - формы представления. Здесь можно разместить текстовую информацию, игры и развивающие задания. Вся информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, конвертиках, карточках, и т. д. и т. п.

Детям очень интересно играть с лэпбуками, им интересно все вытащить, потрогать; и поэтому важно, чтобы все кармашки были хорошо закреплены, детали лэпбука двигались, открывались, защелкивались. Поэтому важна помощь родителей, владеющих творческими и техническими умениями. Игры, материалы лэпбука могут постоянно меняться в зависимости от возраста детей. С возрастом содержание лэпбука может меняться, дополняться, к нему можно возвращаться вновь и вновь, усложняя ее содержание и технически е возможности.

Последний этап – создание лэпбука. Для создания лэпбука понадобится : картонная папка-основа, цветная и белая бумага; ножницы; клей; степлер; скотч; цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки.

За последнее время пространственная предметно-развивающая среда нашего сада и групп в частности пополнилась лэпбуками на разные темы. Лэпбуки экологической направленности включают кармашки с результатами опытно-экспериментальной деятельности детей, гербарии, поделки, фотографии. Изготовлены лэпбуки по правилам дорожного движения, по временам года, которые постоянно пополняются и технически усовершенствуются.

Лэпбук «Транспорт» закрепляет знания детей о видах транспорта, способах и особенностях передвижения человека, об истории транспорта, воспитание интереса к профессиям людей, работающих на транспорте.

В лэпбук «Моя Адыгея» вошли следующие элементы: Флаг, Герб и Гимн Адыгеи; конверты: «Стихи об Адыгее», «Книги адыгейских писателей для детей»; фотографии детей возле достопримечательностей Адыгеи, посещенные вместе с родителями; дидактические игры: «Угадай, что это за место?», «Угадай стихи»; кармашек с аппликациями золотого шитья и национального костюмами; кармашек с рисунками детей об Адыгее.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации, способствует закреплению, повторению или обобщению изученного материала у детей.

Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это возможность для развития фантазии, креативности, исследовательские навыки. Дети, работая с интерактивными папками, становятся более общительными, чаще проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность.

Для всех участников образовательного процесса лэпбук решает ряд образовательных и воспитательных задач:

- для детей – это яркая, красочная, книжка, в создании которой они принимали активное участие, имеющая активное познавательное воздействие, развивающая коммуникативные навыки;

- лэпбук для родителей является возможностью полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, укрепить детско-родительские отношения проявить креативность, принять участие в жизни детского сада;

- лэпбук для воспитателей это способ интерактивного обучающего средства, позволяющего организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, действенный способ для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои профессиональные способности;

- лэпбук для ДОУ – элемент дидактического обеспечения развития групп, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство укрепления отношений образовательной организации с родителями.

Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности при непосредственном участии в их создании детей, повышает познавательную активность дошкольников. Развивает творческие и коммуникативные способности детей, расширяет словарный запас. Лэпбук способствует поддержке детской инициативы, спосообствует индивидуализации образовательного процесса, а значит, выполнению требований ФГОС ДО.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2. Лэпбук, как часть предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetnoprostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Космос» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Лэпбук — интерактивное пособие, позволяющее обобщить и систематизировать изучаемые материалы. А поскольку в детском саду рассмотрение вопросов,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому, нам педагогам очень важно найти оптимальный.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «ПДД» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до В учебно-воспитательном процессе детского сада изучение правил дорожного движения - ПДД, составляет значительную часть рассмотрения темы,.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Шахматы» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является особой формой организации учебного материала.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям для совместной деятельности со своими.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Экология» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Это интерактивное пособие рассчитано на старший дошкольный и младший школьный возраст. В условиях современного мира экологическое воспитание.

Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС Интерактивное пособие «Лэпбук «ЗОЖ» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 13:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Мариет Мешлок на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД