МААМ-картинки

Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)

Мария Михайлова
Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)

«Любите детство:

будьте внимательны к

его играм и забавам, к

его милому инстинкту».

Ж. Ж. Руссо

К. Д. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже делом легким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умения, т. е. навык, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы ещё и специальные знания». Стимулируя развитие ребёнка на определённой возрастной ступени надо опираться на ведущий вид деятельности данного возраста. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до трёх лет - предметная игра. Поэтому с детьми раннего возраста проводятся игры - занятия, в которых усвоение какого - либо материала протекает не заметно для малышей, в практической -игровой деятельности. Психика ребёнка раннего возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие - либо, даже самые полезные, упражнения и действия. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. В своей работе с малышами я стараюсь широко использовать синтез поэтического слова и движения, где текст - это рифмованная подсказка к заданным движениям, действиям. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух маленького ребёнка и без специальных установок настраивает на игру, или действие. Синтез поэтического слова и движения, я использую во всех видах деятельности малышей.

Публикация «Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)» размещена в разделах

В своей работе по данной теме использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному. В связи с этим веду поисково-исследовательскую работу по данной теме. Чтобы привлечь ребёнка раннего возраста к уборке игрушек служат «сигналом» такие нехитрые стишки:

Динь - ля - ра, динь - ля - ра!

Кушать (гулять, спать) деточкам пора!

Все машины ждут,

Когда к ним подойдут

И на место уберут.

А когда малыши станут постарше, в 2 - 2,5 года, можно и по-другому - сообщили о предстоящем обеде, сне или прогулке и скомандовали:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

В темпе, весело убирайте игрушки по местам. Хорошо, если при этом воспитатель будет сопровождать и здесь свои действия стихами. Например, убирая на место мишку, можно прочитать:

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный,

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой белою набит.

Или про мяч:

Мой весёлый, звонкий мяч!

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Тем самым воспитатель демонстрирует своё доброе отношение к игрушкам, показывает, что любит их, заботится о них. У ребёнка тоже будут возникать, и закрепляться эти чувства. Руководствуясь ими, он не бросит игрушку, где попало, уберёт её на место, а затем «перенесёт» эти чувства и на живые существа.

В работе по формированию мелкой моторики у детей раннего возраста использую игры, развивающие движения кисти, - «пальчиковую гимнастику», которые являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слова помогают более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Малышам очень нравятся такие игры.

Например: «Ладошки»

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

Или: «Пальчики у нас попляшут»

Выполняются имитационные движения под стихотворный текст:

Пальчики у нас попляшут: Дети вращают кисти рук,

Вот они, вот они!

В кулачки мы пальцы спрячем, сжимают и разжимают пальцы,

В кулачки, в кулачки.

Пальчики опять попляшут:

Вот они, вот они! перебирают пальчиками,

Пальчиками мы помашем: встряхивают кистями рук.

Уходи, уходи!

«Пальчик о пальчик»

Цель: Развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.

Пальчик о пальчик тук да тук(2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай, топай, топай!

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками!

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза).

Учёные - психологи не раз замечали, что двигательная активность ребёнка оказывает влияние на развитие его мыслительных способностей. Речь идёт, о тонкой моторике - двигательной активности пальцев рук: чем она выше развита, тем лучше кровообращение головного мозга. Иными словами, от проворности детских пальчиков зависит его способность соображать. Работа по развитию мелкой моторике и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения,- а также на развитее речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Работу по развитию движения пальцев и всей кисти рук провожу во время утренней гимнастики, в свободное время утром и после сна - по 2 - 3 минуты.

Воспитание КГН

«Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить такие стихотворные строчки: На плите сворилась каша Где большая ложка наша? Надо нам перед едой Ручки вымыть бы с водой. После того как вымыли руки: Наши детки - крошки Вымыли ладошки. За столы сейчас пойдём, Кашку кушать мы начнём.

Чтобы привлечь и отвести малышей в туалетную комнату использую такой игровой приё м: пою песенку, имитируя звуки и движения идущего паровоза.

Загудел паровоз ту - ту,

И вагончики повёз,

Чу - чу - чу,

Чу - чу - чу,

Далеко я укачу.

Чтобы приучить ребёнка пользоваться носовым платком, можно

читать и обыгрывать стихотворение «Грязный носик»

Грязный носик!

Ай-ай-ай!

Вот платочек,

Вытирай!

(Г. Р. Лагздынь)

Синтез поэтического слова и движения широко используется в физическом развитии детей раннего возраста. (Подвижные игры, игровые упражнения, комплексы утреней гимнастики). Подвижная игра - источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребёнком. Включение элементов синтеза поэтического слова и движения, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счёте становлению личности ребёнка. Например, подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

Зайка беленький сидит Присаживаются на корточки и

И ушами шевелит, покачивают головой, руки

Вот так, вот так! свободно согнуты в локтях.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп! Надо лапочки погреть.

Хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок - скок, скок - скок! Надо зайке поскакать.

Кто - то зайку испугал,

Зайка прыг. и ускакал.

Прыгают на двух ногах на месте

Воспитатель хлопает в ладоши. Дети убегают.

Игровое упражнение «Поиграй со мною в мяч».

Цель: закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.

Ход игры: ребёнок сидит на корточках, взрослый катит ему мяч, приговаривая:

«Ты поймай весёлый мяч,

Мне верни его, не прячь».

Воспитание - длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. При любом действии с ребёнком самое главное - это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку, какие - либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищённости, доверия. Вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры, и хорошо, если эти игры будут являться синтезом поэтического слова и движения, где ненавязчиво, без грубого дидактизма ребёнка учат тому, что от него ожидают. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо рекомендовать им использовать в воспитании малышей образцы данного педагогического приёма, показать, как это можно сделать. С этой целью можно организовать занятия с родителями, консультации.

Успехов!

Публикации по теме:

Протокол педагогического совета на тему «Синтез искусств в ДОУ» Протокол №3 заседания педагогического Совета МДОУ «Детский сад №88» от 10.03.2016г. Присутствовало: 24 человека Отсутствовало: нет Тема:.

К вопросу о художественно-творческом развитии детей дошкольного возраста как объекте педагогического проектирования Стрижакова Наталия Андреевна г. Армавир МБДОУ №20 воспитатель Именно творческая деятельность человека делает его существом обращенным к.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов» ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов (форма, величина, пространственное.

Описание педагогического опыта воспитателя По теме «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

Описание профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста на первую категорию В Главную (краевую) аттестационную комиссию Меликян Ирины Арамаисовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Помощь родителям в воспитании и развитии детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания на базе детского сада В. П. Вдовенко, социальный педагог МАДОУ «Волшебница», г. Лабытнанги, ЯНАО, 2016 г. В 2012-2013 учебном году приняла участие в работе инновационных.

Библиотека изображений:

Публикация Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Михайлова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Синтез поэтического слова и движения в воспитании и развитии детей раннего возраста (описание педагогического опыта)
Опубликовано: 17 октября 2016 в 20:38
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД