Папки-передвижки

«Шахматное королевство». Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Наталия Бойко
«Шахматное королевство». Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программное содержание:

Учить детей решать простые шахматные задания, ориентироваться на шахматной плоскости. Закреплять название шахматных фигур и правил их движения. Развивать память, внимание и мышление детей. Активизировать в речи детей шахматные термины. Корр. р. Активизировать в речи детей произношение звука «Р». Воспитывать интерес к игре в шахматы, сострадание, желание помочь нуждающимся в беде.

Материал к занятию

- демонстрационный: презентация, «чудесный мешочек с шахматными фигурами и запиской»;

- раздаточный: листы бумаги с изображением шахматной доски, цветные карандаши, одни шахматы на двоих детей.

Публикация «„Шахматное королевство“, Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Ход занятия

I часть. Организационный момент

- «Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. А на чем можно путешествовать? (На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине).

– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие!

Страна сказочная, и никакой самолет туда не доставит. Отгадайте, на чем же мы отправимся?

Грациозный и ретивый,

Трусит он красивой гривой.

Любит он в росе купаться,

Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище – Огонь -

Это самый лучший…конь

- Отправляемся в путь.

Ходит конь по полюшку, дети маршируют

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает, наклоны головы вперед

Черной гривушкой потряхивает, наклоны головы вправо, влево

Золотой уздой трясет. взмахи руками

Во колечушки-то бряк-бряк-бряк, стучим кучками

Золотые они звяк-звяк-звяк. хлопки в ладоши

II часть. Основная часть.

Игра «Угадай»

- Ребята смотрите, перед нами ворота (слайд №2). И пройдем мы дальше, только тогда, когда назовем что на них изображено (шахматная доска.)

«Прочитай название города»

(слайд №3)

- Посмотрите, мы в необычной стране. Чтобы узнать название, надо произнести чистоговорку «Ра-ра-ра, играть в шахматы пора» (дети произносят вместе, по-одному, на экране появляется название страны «Шахматное королевство»).

(слайд щелчок) Прочитайте, что получилось?

- Да прекрасно прочитали

Что мы к шахматам попали.

Но почему-то здесь пусто.

«Шахматные загадки»

- Чтобы появились жители Шахматного королевства нужно отгадать загадки:

1. Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки

И берёт наискосок?

Ну конечно, это - …

(Пешки)

2. Не живёт в зверинце,

Не берёт гостинцы,

По косой он ходит

Хоботом он водит.

(Слон)

3. Продвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» - так шахматисты говорят.

(Конь)

5. Стою на самом краю,

Пусть откроют – пойду.

Только прямо хожу,

Как зовут, не скажу.

(Ладья)

4. Гладкий люблю я, расчищенный путь,

На шаг в любую сторону могу шагнуть!

(Король)

5. Он может ходить, как Ладья и как Слон –

И прямо, и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

Он очень опасен вблизи и вдали –

Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)

- Мы загадки отгадали, но жители не появились, что же здесь произошло?

- Ой, ребята, посмотрите, здесь какой-то мешочек. Давайте посмотрим, что внутри.

На поле лежит мешочек с шахматами и запиской, в которой сказано:

«В шахматной стране произошло несчастье, злой колдун заколдовал всех шахматных фигур, и они не знают, как их зовут, где их дома, и как они передвигаются. Всем шахматным фигурам нужна помощь. Ребята, помогите нам, пожалуйста. Самая главная фигура королевства». Ребята, поможем шахматному королевству? В мешочке что-то есть, давайте на ощупь отгадаем фигуры.

Игра «Чудесный мешочек»

(Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка).

- Правильно назвали фигуры, я очень рада. Рады встречи с вами и шахматные фигуры (слайд №4). Они надеются на то, что мы дальше сможем помочь им и снимем заклятие злого волшебника.

- А какая самая главная фигура шахматного королевства? (Король)

Игра «Вопросы из шахматной шкатулки»

- Как ходит пешка? (только вперед)

- Как бьёт пешка? (наискосок)

- Если дальнейшему передвижению пешки мешает пешка противника (стоит на её пути, можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа? (нет)

- Где стоят ладьи на доске до начала игры? (по краям)

- Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход? (нет, только одну фигуру)

- Какие фигуры бывают белопольные и чернопольные? (слоны)

- Какая фигура не может встать на белые поля? (чернопольный слон)

- Между какими фигурами на доске стоит конь?

- Чем конь отличается от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)

- Молодцы ребята. Теперь фигуры вспомнили, на каких местах они должны встать.

- А какая фигура один раз погибает, а два раза родится? Давайте превратимся в пешек.

Физкультминутка

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

И на помощь вновь спешим. (маршируем)

Игра «Расставь фигуры на места»

Посмотрите на шахматные доски, все фигуры перепутаны. Давайте, поможем фигурам встать на место. (Дети самостоятельно выкладывают фигуры)

По краям доски Ладьи встали, как две башни.

Дальше для погони красавцы Кони.

Рядом с конями Слоны, для охраны они.

А теперь на заметку Ферзь любит свою клетку.

А с ним и король.

Перед ними стена восемь Пешек, как одна.

Игра «Нарисуй ходы фигур»

- Ребята все фигуры на своих местах. Чтобы полностью расколдовать фигуры, нужно отметить на листочках с шахматными досками как ходят фигуры. Для этого нам нужно размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо! вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)

Им начинать этот сказочный бой.

(Дети самостоятельно отмечают ходы фигур)

III. Итог.

- Ребята, мы помогли фигурам справиться с заклинанием злого волшебника. Теперь фигуры вспомнили про себя все, и смогут дольше нас радовать своей игрой.

- Наше путешествие, ребята, подходит к концу. Шахматным фигурам интересно знать какое настроение у вас осталось после путешествия, а от нашего настроения зависит погода в шахматном королевстве

- Нам пора возвращаться в сад. Для этого нам нужно произнести чистоговорку «Ра-ра-ра, нам домой уже пора».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Королевство Математики»Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе «Королевство Математики» Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Королевство Математики» Программное.

Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в королевство Математика» Конспект итогового занятия в старшей группе «Путешествие в королевство «Математика» Программное содержание: Обучающие задачи: •Обучать.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Шахматное королевство». Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 15:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Шахматное королевство». Конспект занятия в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Бойко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД