МААМ-картинки

Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения

Тансылу Шаехмурзина
Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения

«Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения».

Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов речивой системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой периоды.

Публикация «Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения» размещена в разделах

Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.

Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.

Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушения произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по

звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их

изолированно.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно

которому необходимо развивать не только отдельные части речевого

аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий

дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.

Процесс преодоления речевых нарушений трудный и продолжительный.

Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи

могут оказать музыкальные занятия с использованием специально

подобранных упражнений, распевок которые позволяют эффективно

добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы

речеобразования, а также развития речи в целом.

Большое внимание уделяем распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие – зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент.

В работе используются знакомые упражнения и незнакомые, в зависимости от задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные. Распевки на слоги : гласных с согласными.

а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака

б) да-де-ди-до-ду твердая атака

Дети не меняют певческую позицию, положение рта. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота ворота», «Вальс» Тиличеевой, русская народная песня «Поет, поет соловушка». Перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лищинской, «Ехали» Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.

В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.

Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

Вдох и выдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через рот.

Упражнение «Поем песенку»

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)

Упражнение «Немое кино»

Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

Упражнение «Толстяк» (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)

Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

А также, важным для речевого развития младших дошкольников являются дидактические игры.

«Угадай, кто поет и назови песню», «На чем играют?» и т. д. Уже в

младшей группе педагог привлекает внимание ребенка к точному

воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие песни и при

этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают

сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно

воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка

«подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом.

Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки.

Например, мама-птица поет низко (чик-чирик - звук до 1-й октавы, а

птенчики - высоко (чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительности

звуков дается в самой простой форме — одни звуки бывают короткие,

другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с различными явлениями,

взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В процессе

музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет

важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится

музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает

на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает:

«В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая

птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все

мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша

мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем

педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и

запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поет на ноте до2, дети повторяют.

Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детское

дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой.

При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует

ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в

отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и

легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка педагога,

которые при пении максимально активны.

В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Публикации по теме:

Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребенкаРоль кукольного театра в воспитании и развитии ребенка Тема: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка»Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Консультация для родителей «Роль игр с конструкторами в развитии ребёнка» Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Библиотека изображений:

Публикация Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Тансылу Шаехмурзина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения
Опубликовано: 6 февраля 2021 в 10:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД