Папки-передвижки

Семинар-практикум для педагогов «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников» (1 фото)

Фатима Магомедова
Семинар-практикум для педагогов «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»[/b]

Семинар- практикум для педагогов ДОУ

Подготовил

Музыкальный руководитель – Магомедова Ф. Р.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. Г. Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников“» размещена в разделах

Цель: Расширить представление и знания по заданной теме, и закрепить на практике с педагогами ДОУ

Ход мероприятия

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы по развитию у детей музыкальных и коммуникативных способностей. Итак, тема нашего семинара звучит как :

«Ритмодекламация, как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»

Что же такое ритмодекламация?

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие поэтического слуха, чувства слова, воображения иявляется предпосылкой для развития музыкального слуха.

Главное правило ритмодекламации : каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный образ и музыкальный неразделимы. Чем глубже дети постигают словесно – поэтический образ, тем легче им будет понять, а затем и выразить образ музыкальный.

Ритмодекламация может звучать на фоне ритмического сопровождения, и различных звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться, различными движениями, что помогает детям на тактильном уровне пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Ритмодекламацию ещё называют «музыкальной речью».

Ритмодекламация –помогает детям учиться импровизировать. А инструментальное сопровождение речевых упражнений, даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций.

Мне сегодня хотелось бы представить вам несколько игр на развитие ритмодекламации, в которое включены:

1. речевая игра с движением;

2. речевая игра со звучащими жестами;

3. речевая игра с музыкальными инструментами;

4. пальчиковая игра;

5. ритмодекламация – релаксация (видео весне).

Практическая деятельность.

В своих занятиях я применяю ритмодекломацию

Хочу вас познакомить с упражнением «Здравствуйте», которое мы используем в работе с детьми младшего возраста

Проводится «Музыкальное приветствие – Здравствуйте, ладошки» М. Картушина.

И игру с аналогичным названием мы предлагаем для детей старшего возраста

Проводится валеологическая игра «Приветствие»

«Здравствуй, солнце ясное! – поочерёдно поднимаем руки вверх

Здравствуй, Весна – красная! –опустить руки скрестить на уровне груди.

Небу синему – привет! - 4 хлопка над головой

Всем хотим мы дать совет: - полочка, 4 раза погрозить указательным пальцем

Чтобы день удачным был, - 4 раза щёлкам пальчиками

Чтобы каждый вас – 3 раза коснуться кулачками

любил, - сделать «сердечко» из ладошек

Не сердитесь, не ругайтесь, 4 раза погрозить указательным пальцем

А почаще улыбайтесь!» - 4 раза легонько ударить себя по щёчкам указательными пальцами

Для следующей игры - с использованием ритмодекламации возьмём за основу всем известное стихотворение А. Барто –

Наша Таня громко плачет (для младшего возраста)

1 вариант – все берут по 1 мячу, в ритм стихотворения, ударяют ладошкой.

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

2 вариант – если нет мячей – ими могут стать наши колени -

Проговариваем стихотворение, ударяя ритмично себя по коленям

3 вариант – закрепление динамического слуха - (для младшего и среднего дошкольного возраста)

Для этого варианта - разделимся на 2 команды -

1 Команда:

Наша Таня громко плачет, - ритмодекламация громким голосом

Уронила в речку мячик

2 команда:

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч! - ритмодекламация тихим голосом

4 вариант (для среднего и старшего дошкольного возраста)

Массажная ритмодекламация –

Всем нужно повернуться спиной друг к другу, и декламируют стихотворение, ритмично выполняя массажные движения по спине соседа:

Наша Таня громко плачет – подушечками пальцев - по спине

Уронила в речку – рисуем пальцами волны по спине

Мячик – лёгкий удар кулачком по спине

Тише, Танечка, не плачь, - лёгкие поглаживания ладошками сверху вниз по спине, или по голове

Не утонет в речке - рисуем пальцами волны по спине

Мяч - лёгкий удар кулачком по спине

А разомнём шейный отдел позвоночника, используя ритмодекламацию на стихотворение А. Барто «Бычок»

Качаем головой вправо – влево в ритме стихотворения, в конце – опустить голову вперёд, максимально расслабить мышцы шеи.

• Идёт бычок, качается, вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, сейчас я упаду!»

Использование таких упражнений, как мы с вами выяснили, формируют у детей коммуникативные навыки, развитие координации движений в сопровождении с речью.

Знакомство дошкольников с ритмодекламацией происходит поэтапно и имеет свои особенности:

1. При первоначальном знакомстве с произведением на первом этапе внимание ребёнка сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения.

2. На следующем этапе внимание ребёнка обращается на ритмический рисунок, акцентируется внимание, и проводится работа над формированием интонационной выразительности речи.

3. Третий этап отличается свободным характером исполнения с возможными вариантами интонирования. Создаётся восприятие поэтически – музыкального образа.

Я предлагаю вам поиграть в простую игру – на развитие ритмодекламации, которая называется «Эхо».

Предлагаю разделиться на 2 группы. Задача первой группы – начинать, а второй – быть «эхом». Текст игры вы видите на экране.

Педагогам предлагается выбрать любой вид хлопков – перед собой, по коленям, или по плечам, проводится игра ««Эхо».

Слайд

1группа - Собирайся, детвора -

2 группа - «ра, ра!» - хлопки

Начинается игра – «ра, ра!» - хлопки

Да ладошек не жалей – лей, лей! - хлопки

Бей в ладошки веселей – лей, лей! - хлопки

Сколько времени сейчас – час, час! - хлопки

Сколько будет через час? – час, час!

И неправда – будет два – ва,ва!

Думай, думай, голова, – ва,ва!

Как поёт в селе петух – ух,ух!

Вы уверены, что так? – так, так!

А как?

Все кричат: «Ку – кА – ре – ку!»

Вы устали отвечать? - чать, чать!

Разрешаю помолчать! – пауза

Вы, наверное, заметили, что игра легко и быстро запоминается. Однако не стоит сразу в работе с детьми прибегать к сложным и большим произведениям, дабы не «отпугнуть» ребёнка от этого вида музыкальной деятельности своей сложностью.

Следует добавить, что у детей восприятие связано с моторикой, поэтому ощущение выразительных элементов музыкально – поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Для этого на занятиях ритмодекламация сопровождается не только жестами, пластикой, движением, но и музыкальными инструментами.

Применение Ритмодекламации является, также, одним из ведущих методов при обучении детей игре на музыкальных инструментах.

Предлагаю вам разобрать музыкальные инструменты, и мы с вами поиграем в сказочно - новогоднюю игру. Давайте, представим себе, что что мы с вами попали на зимнюю сказочную поляну, где звучит снежный оркестр. На экране читаем текст и смотрим, какой музыкальный инструмент будет звучать.

Слайд

Ритмодекламация «Новый год»

Стихотворение произносится в сочетании с музыкальными инструментами

(звенят в бубенцы)

Вы прислушайтесь скорей, едет тройка лошадей.

По лесам и по полям, и везёт подарки нам.

(маракасы)

Под санями снег скрипит, Дед Мороз сюда спешит.

(звенит металлофон)

В бороде блестят снежинки, превращаясь сразу в льдинки.

(звенит в колокольчик)

А Снегурочка хохочет, будто звонкий колокольчик.

На морозе раскраснелась, песню весело запела.

(звенит в бубен)

Вот приехали родные, наши гости дорогие.

Волшебству откройте двери, в сказку каждый пусть поверит.

(звенят каждый в свой инструмент)

Молодцы, вы замечательно потрудились, и мы продолжаем дальше.

Педагоги становятся в кругу.

Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла (Показывает корзину)

Что в корзинке неизвестно, но уж очень интересно!Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай. «Игра с корзиной».

Ход игры: Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (снежки). В корзине сложены только снежки.

(Ведущий легким движением руки достает голубое покрывало (акрил 3x3 м) и все участники берутся за его края).

Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебром на крышу вашу

(гости выкидывают на покрывало снежки)

игра «Волшебное покрывало»

Предлагаю вам, внимательно слушая музыку, ритмично покатать снежки с горки на горку или подбрасывать. Эта игра помогает детям не только ритмично верно катать или подбрасывать снежок и видеть как это делают другие дети, но и прививает детям коммуникативные навыки.

1 ч. – Посмотри: зима танцует. Вихрем снега с крыш!Снег искрится, снег кружится,вдруг мне это только снится. (катают комочки с горки, удерживая на покрывале)

2 ч. – Тихо падает снежок,то зима пришла, дружок! Мы играем, веселимся, и мороза не боимся! (ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.) В конце игры участники сужают круг и собирают покрывало в середине вместе со снежками, образуя «сугроб».

Заканчивать занятие можно, так же применяя ритмодекламацию – релаксацию. Это упражнение мы посмотрим на экране.

Упражнение называется

Фридерик Шопен «Весенний вальс» Видео – клип

Желаем вам душевного спокойствия, гармонии, мира, добра, и красоты!

В заключение хочется поблагодарить Вас за внимание и пожелать - все полученные знанья в своей работе применять!

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:

Публикация Семинар-практикум для педагогов «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Фатима Магомедова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Ритмодекламация как метод развития коммуникативных и музыкальных способностей дошкольников»
Опубликовано: 15 января 2024 в 21:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД