Получи документы

Речевая зарядка для детей с нарушениями речи

Максимова Юлия
Речевая зарядка для детей с нарушениями речи

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 184 «Искорка» комбинированного вида» (МКДОУ д/с № 184)

Фасадная ул., д. 6, Новосибирск, 630096; тел/факс 340-34-66; ds_184_nsk@nios.ru

ОКПО 50753124; ОГРН 1035401480949; ИНН/КПП 5404154380/540401001

"РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА" на 2018-2019 учебный год

Составил: учитель-логопед Максимова Ю. С.

Новосибирск 2018

3 неделя сентября

Тема «Дары леса»

1. Моторная сфера

Движения рук:

«Малинка» (сжать и разжать кулаки обеих рук)

Публикация «Речевая зарядка для детей с нарушениями речи» размещена в разделах

«Грибочки» (пальцы растопырить, круговые движения большим пальцем, сжать пальцы в кулак)

«Ягодная начинка» (Одна рука с хлопком кладется на другую руку)

«Поход в лес» (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.)

Массаж лица: «В лесу»

Мы шли, шли, шли. (рисуем горизонтальные полоски на лбу)

Земляничку нашли. (массируем носик кулачками)

Сели поели и опять пошли. (массируем круговыми движениями щечки)

Мы шли, шли, шли, (рисуем горизонтальные полоски на лбу)

Наконец, куда надо, пришли. (чешем брови)

А пришли мы в Лесную школу здоровья! (помять мочки ушек)

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять, (поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)

Вышли пальчики гулять. (Сжать пальцы в кулак и разжать их)

Этот пальчик гриб нашел, (поочередно разгибать пальцы)

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну, а этот все глядел.

Артикуляционная гимнастика: «Грибы»

Да, грибы искать не просто-(широко раскрыть рот, улыбнуться и чистить языком зубки)

Они маленького роста. (Положить язык на нижнюю губу, далее спрятать за верхние зубы)

Прячутся под елками, (чашечка)

Засыпаны иголками. (приоткрыть рот и облизывать губы)

2. Психологическая база речи

«Найди похожую фигуру» настольная игра

3. Развитие произносительной стороны речи

Дыхательные упражнения:«Ветерок в лесу»

Набираем воздух носом и выдыхаем через рот. (1-2 раза)

Чистоговорка

Ес-ес-ес- какой красивый лес.

Ёза-ёза-ёза- белая береза.

Сна-сна-сна- высокая сосна.

Ята-ята-ята- на пеньке опята.

Ику-ику-ику- мы ищем землянику.

Фонематический слух

Игра «Найди рифму»

4. Закрепление лексико- грамматических категорий

Игра «Какой, какая,какое, какие?»

Игра «Сравни предметы на картинке».

4 неделя сентября

Тема «Красота осенних пейзажей»

1. Моторная сфера

Движения рук

- «Осень»

Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх.

Дети стоят прямо, пожимая плечами. Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.

- «Дождь»

Руки вытянуты вперед ладонями вниз. Дети свободно встряхивают кистями рук. Далее продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. Снова поворачивают кисти ладонями вниз, продолжая встряхивание.

- «Дерево на ветру»

Руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо — влево.

- «Малыш взбирается на дерево»

Правую руку согнуть в локте перед собой (кисть смотрит вверх, два пальца левой руки «взбираются» вверх по предпл речью. Повторять упражнение меняя руки.

Массаж лица «Осень наступила»

Крылья носа разотри- раз, два, три. (указательными пальцами растираем крылья носа)

И под носом себе утри- раз, два, три. (растираем под носиком)

Брови нужно расчесать- раз, два, три, четыре, пять. (пальчиками чешем брови)

Вытри пот теперь со лба- раз, два. (массаж лба)

Серьги на уши повесь, если есть. (помять мочки ушек)

Осталось щеки растереть и не будем мы болеть. (круговые движения указательными пальцами по щекам)

Пальчиковая гимнастика «Дерево»

Из-под серых влажных кочек

Появился вдруг росточек. (Поднимаем ладони,прижатые друг к другу)

Крошкой не остался,

Быстро вверх поднялся.

Ветки появились, (Разводим руки в стороны и вверх, растопыриваем пальчики)

Листья распустились. (Разворачиваем ладони наружу)

Ветер завывает, (Дуем на ладони)

Дерево качает. (Качаем руками)

Листья на ветру дрожат, (Трясем ладонями)

Отрываются, кружат. (Крутим кистями)

Листья падают, кружаться,

Тихо на траву ложаться. (Кладем руки на колени).

Артикуляционная гимнастика «Осенний лист»

Только ветер ветку тронет (Почесывание верхней, а потом нижней губы зубами)

Желтый лист она уронит. (Язычок «смотрит» вверх)

С ветки как парашютист,

Полетит на землю лист. (Язычок «смотрит» вниз)

Если в лужу упадет (Губы вытянуть трубочкой)

Как кораблик поплывет. (Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу)

2. Психологическая база речи

«Назови часть суток»

3. Развитие произносительной стороны речи

Дыхательные упражнения: «Ветер»

Сильный ветер вдруг подул, слезки с наших щечек сдул.

И. П. - основная стойка. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1-сделать полный вдох, выпячивая живот,

2-задержать дыхание на 3-4 сек.

3-сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Чистоговорка

Щей-щей-щей- много разных овощей.

Зде-зде-зде- лужи с дождиком везде.

Сём-сем-сем- ягоды домой несем.

Фонематический слух

Игра: «Место звука А в слове?», «Поймай звук А».

4. Закрепление лексико-грамматических категорий

- «Один – много»

-«4 лишний»

-«Назови ласково».

1 неделя октября

Тема «Осенние заботы»

1. Моторная сфера

Движения рук:

«Осенние хлопоты»

Пришла к нам осень на потеху, (покачивают головой, руки на поясе)

Хлопот в осенний час хватает: (показывают руками перед собой)

Кто рвет с лещины все орехи, (встают на цыпочки и имитируют срывание орехов с дерева)

А кто грибочки собирает. (приседают и изображают собирание грибов)

Кто стряхивает сливы груши. (показывают как собирают фрукты в саду)

А нам на грядке быстро, ловко

Повыдергать всю репку нужно,

Еще и свеклу, и морковку. (наклоняются и имитируют вырывание овощей)

Работаю и не ленюсь я, (Ритмичные хлопки)

«Спасибо осень!» - поклонюсь я. (кланяются)

Массаж лица: «Листья»

Утром мы во двор идем- (массаж лба)

Листья сыплются дождем, (растирают крылья носа)

Под ногами шелестят (растирают под носиком)

И летят, летят, летят. («рисуют» вертикальные полоски на щеках)

Пальчиковая гимнастика: «Мышка и зернышко»

Мышка зернышко нашла, (пальчики «бегут»)

И на мельницу снесла.

Намолола там муки, (молят)

Испекла всем пирожки: (пекут)

Мышонку- с капустой, (соединяют мизинцы)

Мышонку- с картошкой, (соединяют безымянные)

Мышонку- с морковкой, (соединяют средние)

Мышонку- с морошкой. (соединяют указательные)

Для большого толстячка- аж четыре пирожка: (соединяют большие пальцы)

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Артикуляционная гимнастика: «Толстячки- худышки»

Вот толстяк-надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка- щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

(Поочередно надувают и втягивают щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд)

Дую, дую на «лопатку», чтоб было широкой, гладкой. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка).

2. Психологическая база речи

Игра «Что сначала, что потом?»

3. Развитие произносительной стороны речи

Дыхательные упражнения:«Дуем на лопатку»

Дую, дую на «лопатку», чтоб было широкой, гладкой. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка).

Чистоговорка

Щи-щи-щи, из капусты варим щи.

Чу-щу-чу-щу, овощи я поищу.

Чо-чо-чо, дождик капал на плечо.

Чи-чи-чи, зонтик лучше поищи.

Фонематический слух

Игра: «Какие слова начинаются на звук У?», «Поймай звук У».4. Закрепление лексико-грамматических категорий

Игра «Какой, какая, какое?»

Игра «4 лишний»

Игра «Назови ласково»

2 неделя октября

Тема «Как хлеб на стол пришёл»

1. Моторная сфера

Движения рук:

- «Колосок»

Слегка наклонившись, прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

- «Мельница»

Слегка наклонившись, прямые руки раскачиваются параллельно вправо-влево.

- «Пироги»

Округленные ладони накладываются одна на другую.

Массаж лица: «Хлеб»

Пашут каждую весну, подымают целину. (рисуем полоски на лбу)

Сеют, жнут, ночей не спят. С детства знай как хлеб растят. (кулачками массируем нос)

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. (пальчиками массируем щеки)

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. (чешем брови)

Пальчиковая гимнастика: «Хлеб»

Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился (крутят кулачками поднятыми вверх)

А потом обмолотили, (постукивание кулаками друг о друга)

Он в зерно вдруг превратился. («пальчики здороваются»)

Из зерна-в муку и тесто, (сжимают и разжимают кулаки)

В магазине занял место (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)

Вырос он под синим небом, (поднимают руки вверх)

А пришёл на стол к нам — хлебом. (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Артикуляционная гимнастика: «Хлебушек»

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. (заборчик-окошко)

Рада скатерть хлебушку:(грибок)

он на ней как солнышко. (чашечка)

2. Психологическая база речи

Обсуждение пословицы «Не велик кусок пирога, а стоит большого труда»

3. Развитие произносительной стороны речи

Дыхательные упражнения:«В поле»

Носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот.

Чистоговорка

Ча-ча-ча-наша печка горяча.

Чи-чи-чи-печет печка калачи.

Чу-чу-чу-будет всем по калачу.

Чо-чо-чо-осторожно горячо.

Фонематический слух

Узнай звук «И»Выделение гласного звука [и]

в начале слова (Ира, ива, индюк, игра).

4. Закрепление лексико- грамматических категорий

Игра «Кто что делает?».

Игра «Что делают?- Что сделают?»

Игра «Какой, какая, какое?»

3 неделя октября

Тема: «Подготовка птиц к зиме»

1. Моторная сфера

Движения рук:

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. (махи «крыльями»)

Наконец, она садится на корягу над водой. (глубокий присед)

Массаж лица: «Две птички»

Летели две птички, собой невелички. (рисуем полоски на лбу)

Как они летели, все люди глядели. (кулачками массируем нос)

Как они садились, все люди дивились (пальчиками массируем щеки)

Пальчиковая гимнастика: «Птенчики»

Птенчики скворцов зовут: мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды и немножечко воды. (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики»)

Червячков мы поедим, с вами в небо полетим (Соединить кисти рук крест-накрест, помахать как крыльями)

Артикуляционная гимнастика: «Журавли»

Высоко летят над облаками и курлычут журавли над нами. (заборчик-окошко)

Вдаль скользя по ветру легкой тенью, тают птицы в синеве осенней. (грибок)

В путь не ближний провожать их выйдем,- (чашечка)

Им простор земли далё ко виден: ленты рек, озер разливы. (чистим зубки)

2. Психологическая база речи

Составление рассказа описания о перелетной птице по картинке.

3. Развитие произносительной стороны речи

Дыхательные упражнения:«Птички»

Носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот.

Чистоговорка

Пи-пи-пи-место уступи.

Но-но-но-в реке видно дно.

Жу-жу-жу-флажок в руке держу.

Фонематический слух

Узнай звук «О», «Э». Какие слова начинаются на звук «О», «Э».

4. Закрепление лексико- грамматических категорий

Игра «Какой, какая, какое»

Игра «Что делает?», «Что делают?».

4 неделя октября

Тема: «Обитатели скотного двора»

1. Моторная сфера

Движения рук:

У кошечки нашей есть десять котят, (покачиваем руками, ладошки сложены друг к другу)

Сейчас все котята по парам стоят: (постукиваем соответствующими пальцами друг о друга, от

большого к мизинцу)

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Массаж лица: «Котик»

Котик лапкой умывается, (гладят щёки)

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, (массаж носика ладонью)

Вымыл ротик, (проводят пальцем по губам)

Вымыл ухо, (гладят уши)

Вытер сухо.

Котик лапкой умывается, к детям в гости собирается. (поглаживают лоб)

Пальчиковая гимнастика: «Коза и козленок»

Идет коза рогатая, идет коза бодатая. (указательные и мизинцы поднять вверх)

К ней козленочек спешит, колокольчиком звенит. (пальцы соединить в щепотку, потрясти ими)

За козленком бежит волк и зубами щелк да щелк (изобразить челюсти волка)

Рассердилась тут коза: «Волку выколю глаза!» (постучать кулачком о кулачок; указательный и мизинец поднять вверх)

Артикуляционная гимнастика: «Корова»

Представить невозможно (заборчик-окошко)

Поверить нелегко! (грибок)

Жует корова сено (чистка зубов)

А дарит молоко! (чашечка)

2. Психологическая база речи

Кто где живет?

3. Развитие произносительной стороны речи

Дыхательное упражнение:«Бык»

Носом сделать глубокий вдох и с силой подуть через рот. (губы трубочкой)

Чистоговорка

Зу-зу-зу- накормили мы козу.

Сята-сята-сята-в грязь залезли поросята.

Ова-ова-ова- рогатая корова.

Ята-ята- ята- траву жуют телята.

Ан-ан-ан- на горе стоит баран.

Ца-ца-ца- упрямая овца.

Фонематический слух

Узнай звук «М». Какие слова начинаются на звук «М».

4. Закрепление лексико- грамматических категорий

Игра «Чей, чья, чьё?»

Игра «У кого кто?»

Игра «Назови ласково»

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Красноярский край Управление образованием Администрации города Шарыпово муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Интегрированная физкультурно-речевая образовательная деятельность «Путешествие в «Сириус» для детей с нарушением речи Конспект интегрированной физкультурно-речевой образовательной деятельности для детей подготовительной группы, посещающих логопедический.

Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под.

Особенности социализации детей с тяжёлыми нарушениями речи Одной из важных проблем в современном обществе является социализация детей с различными нарушениями в речи. В настоящее время возросло количество.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Речевая готовность детей с тяжелыми нарушениями речи к школе Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все.

Речевая карта для детей с нарушением речи 5–7 лет .

Рекомендации логопеда родителям детей с нарушениями речи Родителям необходимо контролировать не только речь ребенка,но и свою речь,обращая внимание на грамматическое оформление и употребляемую.

Социализация детей с нарушениями в развитии речи В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями.

Утренняя гимнастика. Игра-зарядка «Заячья зарядка» Утренняя гимнастика «Заячья зарядка» И. П. – основная стойка. Стал наш зайка средь травы, 1 – руки вверх, подняться на носочки; Уши больше.

Библиотека изображений:

Публикация Речевая зарядка для детей с нарушениями речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Максимова Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Речевая зарядка для детей с нарушениями речи
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 22:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД