Папки-передвижки

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы)

Ирина Молоствова
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы)

Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.

Согласно ФГОС ДО, у выпускника детского сада к поступлению в школу

должны быть сформированы общая культура, физические, интеллектуальные и

личностные качества, предпосылки учебной деятельности. Многое должен знать

и уметь ребенок. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни мне

помогает оригами – искусство складывания из бумаги.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка.

Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники „оригами“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Развивающий потенциал оригами очень высок. Работа обеих рук влечёт за

собой повышение активности полушарий головного мозга и развивается не

только левое, отвечающее за логику и речь, полушарие, но и правое,

ответственное за творчество, интуицию, воображение.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем

сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев,

происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет

сосредоточиться на процессе изготовления.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления

детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить

последовательность изготовления.

Оригами знакомит с геометрическими понятиями, активизирует

мыслительные процессы, совершенствует трудовые умения, формирует культуру

труда.

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски

животных, дети включаются в игру–драматизацию.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное

искусство оригами.

Работу в данном направлении начала с младшего возраста. Сначала мы

просто сминали бумагу и когда клали на стол, она начинала слегка

разворачиваться и «шевелиться»- бумага «оживала» (происходило волшебство) ;

мастерили очень простые поделки,к концу учебного года дети загибали уголки

и мастерили кружочки из разноцветной бумаги: яблоки, огурцы, помидоры,

которые затем наклеивали на лист, и в результате получался сад или огород.

В средней группе, продолжая работу знакомила с новыми приёмами

складывания, расширяла познавательный аспект. Научившись изготавливать

«Треугольник» путём складывания квадрата по диагонали, мы приступили к

изготовлению различных игрушек в технике оригами, и использованию их для

игровых ситуаций. Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания

поделок из бумаги, я использовала разные приёмы. Так, занятия проводила в

виде сказки, где два уголка листа бумаги оказываются братом и сестрой

(бабушкой и внучкой, перегибание листа приводило к их встрече и

расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы

(верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и

дремучие леса. Новый материал запоминался увлекательно и легко, так как

объединен одной логичной и образной историей. В ходе детской деятельности

стремилась создавать ситуацию успешности и положительного

взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели.

Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а

оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может

творить, и развивать творческое воображение.

В старшей группе, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к

технике оригами, работу проводила более углублённо. Организовала кружок

«Волшебный квадрат».

На занятиях кружка дети 5-6 лет освоили способы конструирования поделок,

основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая

противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких

базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

Учитывая, что занятия оригами – довольно кропотливый труд, я применяла

различные формы работы с детьми. Объяснение начинала с загадки, вносила

готовую модель поделки, создавала проблемные ситуации. Занятия кружка были

интересны детям ещё и потому, что данная деятельность имела практический

результат. Изготовленные стаканчики пригодились в сюжетно-ролевой игре

«Магазин» каждый покупатель имел свой эксклюзивный кошелёк, весёлых

пчёлок дети забирали домой для игры с котятами и т. д. Чтобы процесс

складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес, в

свободной деятельности предлагала смастерить уже известную модель. Это

позволило освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для

творческих изысканий в дальнейшем.

В подготовительной группе в связи с большим интересом детей к

бумажному моделированию продолжила работу кружка, в котором принимали

участие все заинтересованные.

На занятиях использовала последовательное усложнение заданий или

изменение условий работы в зависимости от способностей каждого ребёнка.

Например, самостоятельное складывание по схеме, складывание на основе

лишь зрительного представления (“игра в молчанку”, складывание только по

словесному описанию. Выполнение таких заданий выявляет индивидуальные

способности детей.

С целью формирования интереса воспитанников к складыванию поделок в

технике оригами проводила занятия-загадки: когда нет образца, и результат

работы будет ясен только в конце занятия. На таких занятиях проверяла уровень

развития внимательности, точности движений, аккуратности детей.

Затем усложнила работу. Проводила занятия на тему «Придумай сам», в

ходе которых девочки мастерили разнообразные фантастические цветы, а

мальчики – летательные аппараты.

При выполнении коллективной композиции ребята прикрепляли свои работы

на общее панно, таким образом, была организована общая выставка,

способствующая воспитанию чувства коллективизма.

Ребята, посещающие кружок «Оригами», охотно участвовали в выставках

работ на разных уровнях, где неоднократно становились призёрами и

дипломантами.

Поделки из бумаги мы использовали для игр, украшения и оформления

группы, театральной деятельности, в качестве подарков. Эти работы регулярно

украшали раздевальную комнату, чем привлекли внимание родителей, которые

активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением детей и

родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.

Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители

- консультироваться в вопросе техники. В родительском уголке были помещены

консультации по знакомству, значению и освоению техники оригами. В связи с

возрастающим интересом родителей к данной теме провела семинар-практикум

«Волшебный квадрат». Проведенная работа принесла положительный

результат. По итогам диагностики видно, что у детей, занимающихся в кружке

«Оригами», на конец учебного года повысился уровень развития мышления,

внимания, памяти, сенсомоторных навыков.

Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает

художественный вкус, развивает творческие и логические способности,

совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия оригами с

детьми дошкольного возраста являются одним из важных компонентов развития

познавательных способностей, а, следовательно, оказывают важное значение на

успешную подготовку к школьному обучению.

Начинать обучать детей искусству оригами необходимо с простейших

поделок, используя метод словесного объяснения. Объясняется

последовательность складывания и показывается несколько раз. Затем

предлагается детям сделать это самим, педагогом оказывается индивидуальная

помощь.

Постепенно происходит переход от простого к сложному. Усложняются

виды сгибания:

- складывание заготовки пополам по диагонали;

- сгибание по диагонали дважды;

- складывание вдоль и поперек, вкладывание боков;

- сгибание углов и сторон к середине;

- отгибание от нижнего сгиба верхнего угла вперед.

Для успешного овладения техникой оригами, необходимо выполнять

правила:

Общие правила при обучении технике оригами.

Воспитателям.

• Заготовки для детей воспитатель выполняет заранее, до занятий.

Заготовка имеет точно квадратную форму, бумага должна быть хорошо

сгибающейся, цветной или белой (в зависимости от темы занятия). Заготовка у

воспитателя в два раза больше, чем у детей.

• Показ изготовления производится на столе или на доске.

Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приёма –

выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми. При показе не должно

быть лишних сгибов, поворотов и переворотов изделия.

• Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

• Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть

точным.

• После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить

приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить

поделку от начала до конца.

• Максимум внимания необходимо уделять отстающим детям.

• Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его

стремление узнать новое, научиться чему-то.

Детям.

• Держи фигурку так, как она нарисована на схеме, или так, как ее держит

воспитатель.

• Линии сгиба тщательно проглаживай. Складывай фигурки только на

столе. При делении квадрата по диагонали углы должны точно совпадать.

Работай молча, не мешай товарищу.

• Научился сам — научи другого.

• После работы наведи порядок на столе.

При обучении оригами необходимо давать воспитанникам больше

самостоятельности. Не надо навязывать свои приемы украшения поделки.

Иногда ребята могут сделать это лучше и оригинальнее.

В перспективе планирую дальнейшее изучение и освоение более сложных

приёмов работы с бумагой в данной технике и широкое применение их в своей

педагогической деятельности.

Публикации по теме:

Влияние оригами на развитие умственных и художественно-творческих способностей старших дошкольниковВлияние оригами на развитие умственных и художественно-творческих способностей старших дошкольников Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие умственных и художественно - творческих способностей старших дошкольников» «Чем.

Исследовательский проект «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» МБДОУ д/с №1 «Улыбка» Принят Педагогическим советом №___ от «___» ___ 20__ г. «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка».

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр»Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактических игр» Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры способствуют формированию у детей.

Презентация мастер-класса «Развитие творческих способностей детей в совместной деятельности посредством техники топиарий» Мастер – класс Развитие творческих способностей детей в совместной деятельности посредством техники топиарий. «Дерево Счастья» 1 часть.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Гофротрубочки»Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Гофротрубочки» Цель : передача инновационного педагогического опыта в практическую деятельность педагогов, распространение опыта по технике «Гофротрубочки».

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством техники квиллинг» Мастер – класс «Развитие творческих способностей детей, посредством техники квиллинг» «Бумага в квиллинге словно пропитана волшебством,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» Шустовой Натальи Александровны, воспитателя МБДОУ «Светлячок», ЯНАО, город Губкинский. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством прикладного искусства». 1. Информационный блок 1.1 Название темы опыта «Развитие.

Презентация «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Выполнила: Левицкая Галина Николаевна,МДОУ.

Развитие художественно-творческих способностей детей, посредством техники декупажРазвитие художественно-творческих способностей детей, посредством техники декупаж Декупаж (от фр. dcouper — «вырезать") техника декорирования различных поверхностей предметов вырезанными из изображений фрагментами.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Молоствова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники «оригами» (из опыта работы)
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 12:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД